Перечень рекомендуемой литературы 4 страница

Признаки НПА:

1) нормативность;

2) общеобязательность;

3) неперсонифицированность;

4) процедурность (по принятию и реализации);

5) иерархичность (подчиненность);

6) главный вид правовых актов;

7) соответствует Конституции, законам, другим НПА вышестоящих органов;

8) официальный текст публикуется в официальных изданиях;

9) обладает предметным, временным, пространственным и субъектным пределом действия;

10) совокупность НПА составляет законодательство.

НПА – это письменный юридический документ, компетентного государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, общеобязательные правила поведения.

НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов, которые распространяют свое действие на конкретных субъектов прав, не содержат нормы права и не являются источником права. Среди правовых актов, не содержащих нормы права, можно выделить:

1) акты, осуществляющие индивидуальные права и обязанности (договоры, контракты, сделки);

2) акты применения права (приговоры, решения судов, государственных органов);

3) интерпретационные акты, разъясняющие смысл правовых норм (методические рекомендации по взиманию подоходного налога).

В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к ненормативным правовым актам относятся:

- распоряжения Президента Республики Беларусь;

- распоряжения председателей палат Парламента;

- распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

- акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

- акты органов записи актов гражданского состояния и др.

Существуют различные классификации НПА, которые действуют в системе.

Выстроим юридическую иерархию НПА в соответствии с их юридической силой.

Юридическая сила нормативного правового акта – это характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

Юридическая сила зависит от компетенции правотворческого органа. Она определяет степень подчиненности данного НПА актам вышестоящих органов, его место в иерархической структуре законодательства.

Юридическая сила НПА:

1. Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой, все иные акты принимаются на основе и в соответствии с Конституцией (в Беларуси принято 5 Конституций – 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

2. В случае расхождения закона, декрета указа или иного НПА с Конституцией действует Конституция.

3. В случае расхождения декрета или указа с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

4. Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента, Совета Министров Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, актам Генерального прокурора Республики Беларусь и иным НПА.

5. Законы, декреты, указы и постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

6. Кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.

7. Гражданский кодекс имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

8. НПА вышестоящего государственного органа имеет большую юридическую силу по отношению к НПА нижестоящего государственного органа.

9. Новый НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому НПА по тому же вопросу.

В соответствии с Законом Республики Беларусь: «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» выделяют следующие виды нормативных правовых актов:

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Решение референдума – нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.

Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.

Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.

Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.

Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленных Конституцией Республики Беларусь, и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.

Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.

Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.

Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.

Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Важное значение имеет положение о том, что закон обратной силы не имеет.

Закон обратной силы не имеет, т.е. его юрисдикция не распространяется на действия, совершенные до вступления закона в юридическую силу. Закон, устанавливающий преступность деяния, а также наказание или иным образом ухудшающий положения лица, совершившего это деяние, обратной силы не имеет.

Закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу. Если новый уголовный закон смягчает наказуемость деяния, за которое лицо отбывает наказание, суд назначит наказание в соответствии с санкцией нового уголовного закона (ст. 9 УК Республики Беларусь).

Нормативные правовые акты имеют определенную сферу действия: предметную, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Предметное действие – это распространение акта на определенную сферу юридически узаконенных общественных отношений: административно-правовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых, жилищных, налоговых, трудовых и т.д.

Действие во времени означает вступление нормативного правового акта в силу и утрата им юридической силы.

Акт вступает в силу:

- либо с момента его принятия;

- либо со времени, указанном в самом нормативном правовом акте или специальном акте о введении его в действие;

- либо по истечении определенного срока после его опубликования.

Законы Республики Беларусь и другие законодательные акты публикуются не позднее 10-дневного срока после их принятия и вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования.

Официальные источники опубликования в Республике Беларусь: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА), газеты «Звязда», «Советская Белоруссия», «Народная газета» (ст. 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или получения адресатами.

Нормативные акты местных органов, руководителей предприятий, учреждений, организаций, как правило, вступают в силу с момента их принятия (и доведения до адресатов).

Способы утраты силы:

- истечение срока действия;

- приостановление действия, замена другим актом;

- прямая отмена;

- изменение обстоятельств.

Нормативные правовые акты проходят обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Беларусь (в 7-дневный срок, при правовой экспертизе – не более 10 дней, особо важные и срочные – в день предоставления).

Действие в пространстве – это распространение действия НПА на всю (либо часть) территорию государства, которая включает в себя: земную территорию, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, территорию посольств, консульств, военных, торговых судов (самолетов, космических кораблей и т.д.). Территориальные пределы связаны с суверенитетом государства и его юрисдикцией. Территориальный принцип означает, что все лица (кроме пользующихся правом экстерриториальности), совершившие правонарушения (преступления) на территории Республики Беларусь, подлежат ответственности по законам Республики Беларусь.

Действие по кругу лиц означает распространение НПА на определенный круг адресатов в рамках территориальной сферы действия актов. В их число могут входить:

- граждане;

- лица без гражданства (апатриды);

- иностранцы;

- беженцы;

- мужчины и женщины;

- люди определенного возраста, профессии и т.д.

Исключения составляют: главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских ведомств, другие иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом. К ним неприменимы меры уголовной и административной ответственности. Они могут быть объявлены персоной нон грата (лицо нежелательное) и высланы из страны.

Источник права – это способ объективирования, документирования государством (выражения вовне) норм права, придания им общеобязательной юридической силы.

Источники права в Республике Беларусь: нормативные правовые акты, нормативные договоры и правовые обычаи.

Нормативный договор – это соглашение между различными субъектами права, создающее нормы права.

Правовой обычай – это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, исторически сложившееся и вошедшее в привычку в результате повторения в течение длительного времени.

Юридический прецедент – это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее обязательное значение нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем.

Правовая доктрина – учение, научная теория, система взглядов и принципов ученых-юристов.

Общие принципы права – это основные идеи, исходные, отправные начала конкретной правовой системы.

Основным источником права в романо-германской правовой системе является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – (в соответствии с законом
«О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г., в редакции Закона от 2 июля 2009 г.) это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт – это письменный юридический документ, компетентного государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы права, общеобязательные правила поведения.

Юридическая сила нормативного правового акта – это характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.

Нормативные правовые акты имеют определенную сферу действия: предметную, во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Предметное действие – это распространение акта на определенную сферу юридически узаконенных общественных отношений: административно-правовых, уголовно-правовых, гражданско-правовых, жилищных, налоговых, трудовых и т.д.

Действие во времени означает вступление нормативного правового акта в силу и утрата им юридической силы.

Действие в пространстве – это распространение действия НПА на всю (либо часть) территорию государства, которая включает в себя: земную территорию, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство, территорию посольств, консульств, военных, торговых судов (самолетов, космических кораблей и т.д.).

Действие по кругу лиц означает распространение НПА на определенный круг адресатов в рамках территориальной сферы действия актов.


Т Е М А 18. ПРАВОТВОРЧЕСТВО

1. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

2. Нормотворческий процесс в Республике Беларусь.

3. Юридическая техника.

4. Систематизация законодательства.

Одно из важнейших направлений государственной деятельности – правотворчество. В его понимании сегодня обозначились два аспекта. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания нормативных правовых актов компетентными органами. Для обозначения узкого понимания правотворчества применяется термин «нормотворчество». В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческая деятельность определяется как научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов.

В широкой трактовке процесс правотворчества понимается как деятельность общества и уполномоченных государственных органов и должностных лиц по созданию права в его самых разнообразных формах (правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты и т.п.). Далее мы будем использовать термин «правотворчество» в узком смысле слова.

Правотворчество – одно из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей. Первая – включает в себя организационные вопросы правотворчества, не связанные с юридически значимыми действиями (подготовка проекта нормативного акта, его обсуждение в соответствующей государственной или общественной организации, трудовом коллективе и т.д.); вторая – в своей основе опирается на правовые начала, а точкой отсчета ее функционирования служит решение о подготовке проекта нормативного акта.

Обе эти части неразрывно связаны между собой и в общем контексте представляют целостную процедуру по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая – предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права – вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.

Внутри этих стадий осуществляются различные процедурные операции формирования нормативных актов в зависимости от их юридической значимости в правотворческой иерархии. Система органов государственной власти и управления, составляющих ее сердцевину, образует юридическую субординацию издаваемых актов, основанную на всеобщности и дифференцированности их властных полномочий.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм и гласность правотворчества; профессионализм; законность; научный характер; связь с правоприменительной практикой.

1. Демократизм и гласность правотворчества. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом. Большая роль при этом отводится привлечению граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности, гласности ее осуществления, что выступает своеобразной гарантией от келейности и бюрократизма в реализации такой важнейшей государственной функции. Распространена практика всенародного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении проекта замечания и предложения анализируются правотворческим органом, после чего в подготавливаемый акт вносятся соответствующие изменения. Но высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.

2. Профессионализм правотворчества. Этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов. Между тем нередко депутаты, не являясь специалистами в области юриспруденции, самостоятельно «творят» законы, тогда как они должны работать уже с законопроектами, подготовленными высококвалифицированными юристами. Правотворческий дилетантизм приводит к некорректному обращению с законодательством и оборачивается неуважением к самому законодателю.

3. Законность правотворчества. В основу этого принципа положено правило, согласно которому вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона и, прежде всего, Конституции. При этом необходимо четкое соблюдение регламентационных процедур обсуждения, порядка опубликования нормативно-правовых актов. Законность правотворчества также предполагает строгое исполнение правил юридической техники и, в первую очередь, субординацию правовых актов. Кроме того, содержание правовых актов не должно быть «антиправовым», а призвано отвечать идеалам правового государства, началам демократизма и гуманизма, общепризнанным нормам международного права.

4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Главные требования этого принципа сводятся к тому, что законопроект готовится не просто сам по себе, произвольно, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

Для выявления этих параметров используются различные социально-правовые эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с учетом указанных факторов принятые правовые предписания будут обоснованными и эффективными.

Существенное влияние на научный характер правотворчества оказывает планирование законодательных работ. Вместе с тем без связи с правоприменителем законодательный орган не будет знать результата своего труда, не сможет судить об эффективности принятых правовых решений, корректировать свою работу. Правоприменительная практика, как лакмусовая бумага, выявляет все недостатки и просчеты законодателя, раскрывает правотворческие потребности.

С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов; санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, соизмеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и иные нормативные правовые акты (декреты и указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).

Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно.

Таким образом, правотворчество представляет собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Нормотворческий процесс в Республике Беларусь регламентируется законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон) и другими правовыми актами (например, регламентами деятельности правотворческих государственных органов). В соответствии с Законом государственную координацию нормотворческой деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь и уполномоченные им государственные органы в пределах предоставленных им полномочий.

Изменение нормативного правового акта ранее чем через год после его принятия (издания) допускается только в исключительных случаях на основании требований нормативного правового акта большей юридической силы, если иное не предусмотрено законами Республики Беларусь или решениями Президента Республики Беларусь.

Стадии нормотворческого процесса. Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта нормативного правового акта;

- принятие (издание) нормативного правового акта;

- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

- опубликование нормативного правового акта.

Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов. Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе.

Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов включает утверждение нормотворческими органами (должностными лицами):

- государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов (далее – государственные программы);

- ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов.

Порядок разработки планов подготовки проектов нормативных правовых актов. Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь разрабатывает ежегодные планы подготовки законопроектов и вносит их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь. Ежегодными планами подготовки законопроектов может предусматриваться разработка концепций наиболее значимых и сложных законопроектов, вносимых на согласование Президента Республики Беларусь.

Нормотворческие органы (должностные лица) на основе государственных программ и ежегодных планов подготовки законопроектов могут разрабатывать и утверждать свои планы подготовки проектов нормативных правовых актов.

При разработке планов подготовки проектов нормативных правовых актов учитываются предложения субъектов права законодательной инициативы, иных заинтересованных органов, общественных объединений, научных и иных организаций, а также граждан.

Государственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов утверждаются и публикуются в порядке, предусмотренном для актов утвердившего их нормотворческого органа (должностного лица).

Субъекты нормотворческой инициативы. Субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Государственные органы и должностные лица, не являющиеся субъектами нормотворческой инициативы, а также организации и граждане направляют свои предложения по принятию (изданию) нормативного правового акта или вносят проект нормативного правового акта государственным органам (должностным лицам), имеющим соответствующие полномочия, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Субъекты права законодательной инициативы. Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Подготовка проекта нормативного правового акта может включать:

- рассмотрение нормотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;

- организационно-техническое и финансовое обеспечение его подготовки;

- сбор необходимых материалов и информации;

- разработку концепции проекта;

- составление текста проекта;

- согласование проекта;

- проведение юридической и иных необходимых экспертиз.

Нормотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно либо поручить иному субъекту нормотворческой инициативы по вопросам, относящимся к его компетенции, заказать ее Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, а также в установленном порядке привлечь к подготовке проекта соответствующих специалистов из иных организаций, в первую очередь, государственных, поручить специально создаваемым для этого временным комиссиям или рабочим группам.

Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется с обязательным участием юридической службы соответствующего государственного органа (организации).

Проект нормативного правового акта до внесения его в нормотворческий орган (должностному лицу) подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами (организациями), если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а также если в нормативном правовом акте содержатся нормативные правовые предписания и (или) поручения, касающиеся других государственных органов (организаций), в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: