Согласно аффективно-динамической теории, взаимосвязь стиля семейного воспитания и нарушений поведения может быть:
непосредственной, возникающей в результате «прямого» воздействия стиля семейного воспитания, когда нарушения поведения являются реакцией ребёнка на ситуацию депривации или фрустрации;
опосредованной, возникающей в результате длительного воздействия стиля семейного воспитания, когда нарушения поведения являются следствием кризисной ситуации в семье, устойчивых негативных эмоциональных состояний ребёнка: невротизма, психотизма, депрессии или синдрома психической неуравновешенности (далее в таблице эти нарушения поведения маркированы «о»).
Взаимосвязь стиля семейного воспитания и нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста (И. А. Фурманов)
№ п/п | Стиль воспитания | Виды нарушений поведения | |
Мальчики | Девочки | ||
Авторитарная гиперпротекция | ВА, ОА(о) | ОА, ОА(о), ААН, ААН(о), КА | |
Доминирующая гиперпротекция | АДН | ||
Требовательная гиперпротекция | ОА, ВА, ААН, ФА | ||
Ограничивающая гиперпротекция | ОА, ААН | ||
Снисходительная гиперпротекция | ВА, ФА | АДН | |
Потворствующая гиперпротекция | АДН(о) | ААН, Н,ВА, АДН(о) | |
Потворствующая гипопротекция | АДН | ||
Скрытая гиперпротекция | АДН | ФА | |
Гиперпротекция с жёстоким обращением | ОА, ААН(о), Н | ||
Скрытая гиперпротекция с жёстоким обращением | ФА | ||
Жёсткая гиперпротекция | АДН | КА | |
Жестокая гиперпротекция | ФА | ||
Эмоциональное отвержение | ОА(о), ААН, ААН(о) | ААН(о),ОА(о) | |
Повышенная моральная ответственность | КА, Н | ОА | |
Требовательное отношение | ОА, КА, АДН(о) | АДН(о) | |
Жёсткое обращение | АДН(о) | АДН(о), ААН(о) | |
Жестокое обращение | ОА(о), ААН(о) | ОА(о), ААН(о), Н |
ОА – общая агрессивность, АДН – агрессивность деструктивной направленности, ААН – агрессивность асоциальной направленности, ФА – физическая агрессия, ВА – вербальная агрессия, КА – косвенная агрессия, Н – негативизм.
Авторитарная гиперпротекция – уделяя ребёнку много внимания и времени, не оказывают ему эмоциональной поддержки, часто используют наказания.
Доминирующая гиперпротекция – ребёнок в центре внимания родителей, при этом чрезмерные требования, которые часто не соответствуют возможностям. За промахи применяют очень строгие санкции.
Требовательная гиперпротекция – родители уделяют достаточно внимания ребёнку, при этом чрезмерные требования.
Ограничивающая гиперпротекция – в дополнение к предыдущему стилю ограничивается свобода выбора действий и свобода принятия решения.
Снисходительная гиперпротекция – дети под бдительным контролем, родители навязывают свою точку зрения во всём: в выборе друзей, одежды и т.д.
Потворствующая гиперпротекция – ребёнок – кумир семьи, его ограждают от малейших трудностей, чрезмерно покровительствуют и т.д.
Потворствующая гипопротекция – отсутствие внимания к детям, занятость родителей решением своих проблем. При этом родители «задабривают» ребёнка удовлетворяя материально-бытовых и других потребностей.
Скрытая гиперпротекция – отсутствие внимания к детям, занятость родителей решением своих проблем, при этом завышенные требования к ребёнку.
Гиперпротекция с жёстоким обращением - отсутствие внимания к детям, попадает ребёнок в поле зрения родителей тогда, когда случается что-то страшное. Чрезмерно строго реагируют на нарушения.
Скрытая гиперпротекция с жёстоким обращением – полная самоустранённость родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным к нуждам ребёнка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью.
Жёсткая гиперпротекция – ребёнок предоставлен самому себе, при этом характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения.
Жестокая гиперпротекция – полная отстраненность родителей, при этом в семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей.
Эмоциональное отвержение – безразличие, холодность со стороны родителей, ребёнок ощущает, что им тяготятся, что он обуза. При этом возможны две модели поведения: преобладает вседозволенность; ограничение жёсткой системой запретов, нарушение которых строго карается.
Повышенная моральная ответственность – характерно сочетание высоких требований к ребёнку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нём.
Требовательное отношение – недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребёнка, при этом предъявляются непомерно высокие требования к ребёнку.
Жёсткое обращение – полное ограничение свободы и самостоятельности ребёнка («всё нельзя»).
Жестокое обращение – вся методика воспитания построена Толька на систем наказаний, часто телесных.