Сотворение Ангелов Богом, время их сотворения

Мир духовный или ангельский

Основные виды творений Божиих

Побуждение и цель творения мира

На вопрос о побуждении к творению мира в Священном Писании и в творениях свв. отцов мы находим два различных ответа.

Первый состоит в том, что побуждением и целью творения является блаженство твари. Ап. Павел говорит, что Бог дает твари “все обильно для наслаждения” (2 Тим. 6, 17). Св. Иоанн Дамаскин учит, что

“благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости”81.

Согласно второму, целью сотворения мира является слава Божия.

“Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь” (Пс. 18, 2).

Тертуллиан говорит, что

“из ничего создал (Бог мир) для прославления своего величия”82.

Два этих ответа не исключают, но взаимопредполагают друг друга. Свт. Филарет Московский разъясняет:

“По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари”83.

Символ веры называет Бога Творцом “небу и земли”, то есть всей совокупности конечного бытия84. Слова “видимым же всем и невидимым” являются пояснением предыдущих и указывают на два основных вида творений.

“Пространный Катихизис” говорит, что “под именем невидимых” должно разуметь

“невидимый или духовный мир, к которому принадлежат ангелы”85.

Это достаточно осторожная формулировка. Дело в том, что о духовном мире нам известно очень немногое, только то, что содержится в Откровении. Откровение же говорит только об Ангелах.

Само слово “Ангел (a[ggeloV)” буквально означает “вестник”, “посланник” и таким образом указывает не на природу, а на исполняемое служение. В Священном Писании Ангелами называются Сам Господь Иисус Христос (Мал. 3, 1), Иоанн Предтеча (Мф. 11, 10), ветхозаветные священники (Мал. 2, 7), пророки (2 Пар. 36, 15–16) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс. 77, 49)86.

“Пространный Катихизис” дает следующее определение Ангелов:

“Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом”.

Ангелами они называются,

“потому что Бог посылает их возвещать волю Свою”87.

Священное Писание прямо говорит, что Ангелы сотворены Богом:

“Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их” (Неем. 9, 6).

Строго опираясь на данные Священного Писания, можно утверждать, что Ангелы сотворены не позже третьего дня творения. В Иов. 38, 4–7 говорится, что Бог основывал землю

“при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии (Ангелы — О. Д.) восклицали от радости”.

В святоотеческой литературе по вопросу о времени сотворения Ангелов чаще других встречаются следующие два мнения. Согласно первому, Ангелы сотворены прежде вещественного мира. Св. Иоанн Дамаскин писал:

“Надлежало сотворить прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после уже из той и другой сущности человека”88.

Это мнение разделяли многие свв. отцы, и оно вошло в катихизисы, в том числе и в “Пространный Катихизис”, где сказано, что сотворено “невидимое прежде видимого”89.

Согласно второму мнению, Ангелы сотворены одновременно с вещественным миром или позже его. Ведь Ангелы, будучи существами тварными и, следовательно, ограниченными, зависят от времени и пространства как категорий тварного бытия, хотя по отношению к пространству и времени Ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди. Так, Ангелы не имеют вида, подобного телам, и поэтому не имеют троякого измерения. Однако для своего существования они нуждаются в месте, так как не обладают свойством вездеприсутствия. Например, когда они находятся на земле, их нет на небе, и наоборот. В определенной степени Ангелы зависят и от времени, так как в ангельском мире возможны изменения, например падение части Ангелов.

Значит, если Ангелы обладают некоторыми пространственно-временными формами, то их сотворение должно было происходить, по крайней мере, не ранее сотворения самих этих форм90.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: