Сошествие Иисуса Христа во ад

Примечания. Глава V.

Каким образом мы можем воспользоваться спасительными плодами искупительной Жертвы

Христос

“принес Себя в жертву точно за всех, и всем приобрел благодать и спасение; но пользуются сим те из нас, которые с своей стороны добровольно приемлют участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его” (Флп. 3, 10)11.

Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа

а) посредством живой сердечной веры:

“И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” (Гал. 2, 19–20);

б) посредством Таинств:

“Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились” (Рим. 6, 3).

“… всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…” (1 Кор. 11, 26).

в) посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями:

“… те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал. 5, 24).

Распятие греховной плоти совершается “воздержанием от страстей и похотей, и действиями им противными”12.

1. Пространный Христианский Катихизис…, с. 40.

2. Яннарас Х., изд. цит., с. 164.

3. Лосский В. Н. Очерк…, с. 271.

4. Тропарь Пасхи.

5. С. 40.

6. Такого мнения держались многие гностические секты II в. См. Поснов М. Э., изд. цит., сс. 143144.

7. Пространный Православный Катихизис…, с. 40.

8. Лосский В. Н. Очерк…, с. 279.

9. Пространный Христианский Катихизис…, с. 40.

10. Там же.

11. Там же, с. 42.

12. Там же.

Глава VI
О пятом члене Символа веры

Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь:

“Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный”1.

Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад.

“Ад… значит место, лишенное света. По христианскому учению под сим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства” (Иуд. 6)2.

Иисус Христос нисходил в ад

“для того, чтобы и там проповедать победу над смертию, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия”3.

“Он и нисходил… в преисподние места земли” (Еф. 4, 9), “и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал” (1 Пт. 3, 19), и “мертвым было благовествуемо” (1 Пт. 4, 6).

Следует иметь в виду, что смерть Спасителя не привела к разрушению единства Ипостаси Богочеловека, ибо естества в едином Лице Христа соединились неразлучно:

“… естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него — ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же”4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: