Конспект лекций по ИМР 6 страница

Байков М. Актуальные проблемы экономических отношений России – ЕС, МЭиМО, 2007, №6

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество, М. 1999

Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира, МЭиМО, 2007, №4

Буфетова Л. П. История экономики, Новосибирск, 1996

Варнавский В. Отечественный госсектор в условиях системных изменений, М. Экономика, 2005.

Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации, МЭиМО, 2008, №5, №7

Воронов К. Глобальная интерсистема: эволюция, структура, перспективы, МЭиМО, 2007, №1

Данилин Г. Мировой рынок: конкуренция или сотрудничество, МЭиМО, 1993, №10

Иванов И. Россия на пороге ВТО, МЭиМО, №8

Кондратьев В., Рамаданов Г. Средний бизнес в мире и в России, МЭиМО, 2008, №6

Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики, М. 1999

Концепция устойчивого развития в контексте глобализации, МЭиМО, 2007, №6

Кумаков Р. Завтрашний день глобального хозяйства (Мировая экономика 1990-2000 годов, императив роста), МЭиМО, 1993, №1

Лебедев М. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом: роль бизнеса, МЭиМО, №3

Локальные цивилизации в XXI веке: столкновение или партнерство, М. 1998

Максимова М. Глобализация и внешнеэкономические связи в исследованиях ИМЭМО; МЭиМО, 2007, №1

Медведев Д. Национальные приоритеты, статьи и выступления, М. «ЕВРОПА», 2008

Мельянов В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии, М. 1996

Мировая экономика: прогноз до 2020 года, под ред. А.Н. Дынкина, М. «Магистр», 2007

Неровня Т.Н. История экономики в вопросах и ответах, Ростов н/Д, 1999

Обаленский В. России нужна прагматичная и гибкая восточная политика, МЭиМО, 2008, №8

Рашковский Е. Судьбы России: цивилизационный анализ, МЭиМО, 2008, №3

Россия и мир: 2008, Экономика и внешняя политика, М. 2007

Стрежнева М. Условия партнерства с Европейским Союзом, МЭиМО, 2007, №6

Стрелец И. Новая экономика: гипотеза или реальность, МЭиМО, 2008, №3

Стрельцова М. Николя Саркози. Перспективы сотрудничества России – Франции – ЕС, МЭиМО, 2007, №11

Супян В. США и Россия: мирохозяйственные принципы и перспективы экономических отношений, 2008, №14

Тараканов Г. Мировой опыт ускорения экономического роста: ключевые факторы, МЭиМО, 2008, №2

Ханин Г. Три периода постсоветской России: разрушение, восстановление, созидание, МЭиМО, 2007, №10

Шишков Ю. Россия на развилке стратегических дорог, МЭиМО, 2007, №12

Экономика русской цивилизации, М. 1995

По этой теме на экзаменационную сессию вынесены вопросы:

1. Экономика СССР в 1950-е – первой половине 80-х гг. XX в.: «оттепель», хозяйственные реформы, нарастание системного кризиса.

2. Этапы, направления и результаты хозяйственного реформирования в СССР в годы «перестройки» (вторая половина 80-х – 1991 гг.)

3. Экономика Российской Федерации в 90-е гг. XX в.

4. Экономика России в начале XXI в.

5. Глобальные проблемы современности и поиски их совместного решения мировым сообществом.


[1] 16 – часовой курс лекций для специалитета

12 – часовой курс лекций для бакалавриата и основных групп ФНО.

[2] Каждая тема может иллюстрироваться слайдами.

Тема 1.

Введение в предмет.

Религия –это важнейший фактор человеческой жизни. Все попытки ученых отыскать нерелигиозное сообщество, даже самое примитивное, окончились неудачей. Самые древние известные культуры носят откровенно религиозный характер. Все древнейшие письменные памятники являются религиозными текстами. Древнейшие и самые известные архитектурные памятники – мегалитические постройки каменного века, гробницы-пирамиды Египта, зиккураты Вавилона, Парфенон Античной Греции, Пантеон Римской империи и т.д. - строения религиозного характера. Знаменитые Олимпийские игры, существующие и по сей день, в Древней Греции были состязаниями в честь олимпийских богов, а значит были культовым, религиозным действом.

Целые эпохи проходили под знаком тотального господства религии в культуре и сознании людей. Многое, что является жемчужиной и гордостью нашей, русской культуры, появилось на свет связано именно с религиозной жизнью и религиозными потребностями наших предков: иконы и фрески Андрея Рублева, храм Василия Блаженного и Покрова на Нерли, русская азбука и русское летописание. Первая печатная книга на Руси – «Апостол» Ивана Федорова. Первым русским историком был православный монах Нестор. Имена русских писателей мировой известности Л.Н.Толстого и Ф.М. Достоевского связаны с религиозными исканиями и размышлениями. Русская философская мысль, представленная Соловьевым, Бердяевым, Флоренским, Розановым, вся насквозь пропитана религиозными христианскими идеями.

Как бы не относиться к религии и религиозности, и по сей день, религиозный фактор, по прежнему, занимает важное место в жизни, как отдельной страны, так и всего мира. В нашей стране, последние 20 постсоветских лет наблюдается т.н. религиозный ренессанс, когда активизируется жизнь христианских и мусульманских общин, строятся сотни культовых построек, храмов, мечетей, сотни тысяч людей испытали интерес к религиозной традиции своих предков и потребность лучше узнать особенности своей культуры и религиозной конфессии. Это определяет значимость изучения религии как феномена человеческого бытия. Особый интерес вызывают, прежде всего, т.н. мировые религии, как религиозные системы, охватывающие большинство населения Земли и напрямую определяющие культурные особенности разных народов, а также основные проблемные точки современности.

Самое общее определение религии –это система взглядов и практик, исходящая из признания существования сверхъестественного мира. В европейской научной и философской мысли в 19-20 вв. сформировано несколько основных направлений в понимании причин появления и существования религиозных представлений.

Первый подход можно условно назвать теологическим. К нему относятся такие мыслители как В.Шмидт, Э. Тельч, Р.Отто. Представители данного направления полагают, что религиозность – естественная и сущностная черта человека, присущая ему имманентно, и что религиозная реальность имеет под собой объективные основания. Человек религиозен потому, что религиозные искания и стремления открывает ему подлинный мир и подлинное бытие.

В отличие от теологического, существовал и существует подход, который отрицает объективность религиозных переживаний и считает религию – одной из форм общественного сознания, появившуюся в процессе развития человека, его эволюции от животного мира к социальному. В это направление можно включить К.Маркс и Ф.Энгельса, известных исследователей религий мира М.Элиаде и К.Леви-Строса. Этот подход можно назвать социологическим. Представители данного направления отрицают наличие сверхъественного, появление же религиозности они рассматривают как последствия невежества человека, незнанием им причин природных явлений и желанием человека как-то объяснить эти явления. Человек был беспомощен перед стихией и желая подчинить ее, управлять ею, «придумал» религию. По мере накопления знаний о мире, появлением и ростом научных знаний, религиозные представления, как полагали мыслители этой школы, умрут сами собой.

Третью влиятельную школу, объяснявшую феномен человеческой религиозности, можно условно назвать как психологическая. К ней относят, прежде всего, основателя психоанализа З.Фрейда и его учеников К.Юнга и Э.Фромма. Фрейд, а за ним и его последователи, рассматривали человека как высокоорганизованное животное, которое совершает поступки под влиянием, прежде всего, инстинктов и природных влечений. И религия представлялась им неврозом, психической болезнью, когда природная стихийная сила искусственно направляется в ненужное русло. Причины этой болезни они видели в том, что религия абсолютна противоположна природному началу. Культура, мораль, базирующаяся на религиозных христианских принципах, противна природному естественному движущему началу в человеке, что вызывает внутренний конфликт и приводит к психологическим заболеваниям.

Отдельное место в ряду концепций, пытающихся объяснить появление и особенности истории религий, занимает учение К.Ясперса о «осевом времени». Ясперс предложил концепцию, согласно которой в 6-7 вв. до н.э. во всем мире происходят кардинальные изменения в сознании людей, происходит бунт против мифологической, магической картины мира и зарождаются предпосылки для появления мировых религий. Так в это время одновременно, но в разных местах планеты, действуют люди, чьи философские и религиозные идеи изменят облик мира. В Индии –это Будда, в Китае –Конфуций и Лао-Цзы, В Палестине –ветхозаветные пророки, написание Библии, в Греции –первые философские школы. Поэтому данное время Ясперс предложил назвать «осевым временем мировой истории», то есть временем, когда мир изменился и начался отчет новой эпохи истории планеты.

Религию, как систему, можно условно разделить на следующие основные элементы:

- религиозное сознание

- религиозная деятельность

- религиозные отношения

- религиозные организации

Религиозное сознание – это сознание, признающее наличие сверхъественного мира. Религиозная деятельность – это совокупность практик, вытекающих из признания существовании высших сил, это молитвы, медитации и прочее. Религиозные отношения – это система взаимоотношений верующих людей одной конфессиональной группы или нескольких таковых групп. Они могут быть как организационного, так и экономического или политического характера. Религиозные организации - структуры, представляющих верующих той или иной конфессии, например «РПЦ» или Сангха России и т.д.

Основные функции религии это:

- воспитательная

- мировоззренческая

- гуманистическая

Тема 2.

Буддизм.

Согласно буддийской мифологии, в течение многих кальп (1 кальпа — период времени, равный 24.000 "божественных" лет или 8.640.000.000 лет человеческих) Будда перерождался на земле в виде разных живых существ — 83 раза святым, 58 раз царем, 24 раза монахом, 18 раз обезьяной, 13 раз купцом, 12 раз курицей, 8 раз гусем, 6 раз слоном, а также рыбой, крысой плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. д. Всего таких перерождений было 550. Поскольку мир за это время погрузился во мрак неведения, боги сочли, что пора ему родиться в облике человека, достичь при жизни просветления, стать Буддой, начать проповедовать свое учение, указать человечеству путь к спасению. Так и произошло.

Согласно легенде, будущий Будда родился в царской семье династии Шакьямуни, при рождении он получил имя Гаутама. Его отец получил пророчество, что его сын будет либо великим святым, либо царем. Согласно индуистским воззрениям, цель жизни человека была в соблюдении норм своей касты, и потому отец Гаутамы приготовил ему судьбу быть царем и до 33 лет юный царевич не покидал пределы отцовского дворца. Но однажды он со слугой убежал в город и там с ним произошли три встречи, которые согласно легенде, изменили его жизнь. Он встретил старуху, больного нищего и похоронную процессию. Увиденная впервые старость, болезнь и смерть, и неизбежность их для каждого человека, поразили Гаутаму, и он решил стать отшельником, чтобы найти путь спасения. После многих лет странствий, Гаутама получил просветление под деревом Бодхи и узнал, как можно избежать страданий. После этого его стали называть Будда, просветленный. Будда сформулировал «Четыре благородные истины» - краткую суть своего учения:

1. жизнь есть страдания

2. причина страданий – в желаниях и страстях

3. Чтобы не страдать, нужно отказаться от желаний

4. Путь к спасению – достижение нирваны (или восьмеричный путь).

В возрасте 80 лет Будда умер, как утверждает традиция, в местечке Кушинагара. Тело его было сожжено в соответствии с обычаями населения Индии, а прах поделен между восемью его последователями, шесть из которых были посланы монашескими общинами. Все получившие прах захоронили его и воздвигли каждый над своей частью надгробную пирамиду (ступу). Культ ступ в разных архитектурных вариантах и поныне распространен во всех странах буддийского мира.

Вскоре после смерти Будды, пятьсот монахов встретились на Первом буддийском Соборе в Раджагрха, на котором были по памяти согласованы тексты проповедей Будды (сутры), которые монахи заучили наизусть. В течение нескольких следующих столетий изначальное единство буддизма начало распадаться. Наиболее значительный раскол произошел после второго собора, прошедшего в Вайшали спустя 100 лет после первого. После дебатов между консерваторами и более либеральной группой последние назвали себя "махасангха" (Великая Сангха). В дальнейшем они со временем превратились в североазиатскую традицию Махаяны.

Традиционалисты, называемые ныне Стхавиравада (путь старших) - или, Тхеравада, выработали комплекс философских идей помимо тех, что были проповедованы Буддой. Они были собраны в Абхидарму ("высшие", или "высокие" учения). Но эти философские идеи, в свою очередь, провоцировали возникновение разногласий, в связи с которыми от консерваторов откалывалась одна группа за другой. В конце концов, из этих групп образовались 18 школ, каждая из которых по своему интерпретировала некоторые части учения. Эти школы распространились по всей Индии и Южной Азии. В наши дни сохранилась только школа, выросшая из шриланкийских Тхеравадинов.

При царе Ашоке буддизм становится государственной религией в государстве Маурьев, объединившей большинство территории Индии. Третий буддийский собор был проведен в Паталипутре, столице империи царя Ашоки. При Ашоке начинается активная миссионерская деятельность буддистов по всей Индии и далеко за ее пределами. Так некоторые миссионеры добирались до Египта, Палестины и Греции, и даже до Британии. Буддизм принял один из эллинистических правителей Менандрос (Милинда), после беседы с монахом Нагасена, также царь Кушанского государства (Сев. Индия) по имени Канишка принимает буддизм. Буддизм распространяется и на Шри-Ланке.

Четвертый буддийский собор был проведен именно на Шри-Ланке в пещере Алока в I веке до н.э. Так же в это время был письменно зафиксировано Священное писание буддизма. Он получил название Палийский канон (написан на языке пали) или Трипитака (на пали, Типитака) - Три корзины.

Махаяна. Это направление буддизма стало либеральным ответом на строгость изначального учения Будды. Оно допускало спасения и простых мирян, не живущих в монастырях и не принимающих суровых обетов. Ключевое понятие в махаяне – Бодхисаттва. Бодхисаттва - это тот, кто достигает Просветления, но, из-за любви и состраданию к люядм, принимает решение оставаться в этом мире, чтобы вести других к Просветлению. Это можно сравнить с христианскими святыми.

В махаяне выделяются две основные идеи: шуньята и йогачара. Первая означает «пустота» и трактуется как что ничего не существует ни в себе, ни само по себе. Вторая буквально переводится как «только сознание» и означает, что мир существует только в нашем воображении.

Уже в начале I тыс. н. э. от махаяны отделяется ваджраяна ("алмазная колесница"), которая вскоре становится третьим основным направлением в буддизме. Другое название этого направления - тантрический буддизм или тантризм. Это набор практик, способствующих получить просветление уже в этой жизни. В Тантре используется множество техник, включая хорошо известные мандалы, мантры и мудры. Мандалы - это рисунки либо другие отображения высшего знания, обычно в форме кругового набора образов, которые могут давать фокус (цель) для однонапрвленной медитации. Мантры - это слова или фразы, которые могут служить той же цели, к примеру, знаменитая "ом мнаи падме хум". Мудры - это позиции рук, которые символизируют определенные качества просветления.

В IV в. буддизм проникает в Корею, в VI в.- в Японию, в VII в.- в Тибет, с XIII по XVI в.- в Монголию, в XVII- XVIII вв.- в Бурятию и Туву. В странах Индокитайского полуострова (Лаосе, Камбодже, Мьянме, Вьетнаме, Таиланде) и далее — в островной части Юго-Восточной Азии — буддизм стал завоевывать позиции, начиная со II в., и к VIII-IX вв. уже очень преуспел в этом. В конце XIX — начале XX в. он проникает в Европу и Америку. В самой Индии, после падения династий, поддерживавших буддизм на государственном уровне, буддизм испытывает глубочайших кризис. К тому же, происходит «ренессанс» индуизма. Появляются брахманы, которые реформируют традиционные индуисткие школы, основывают сильную интеллектуальную традицию брахманиза. В публичных диспутах 10-11 в. представители буддизма терпят поражения. Как показателем кризиса индийского буддизма стало появление атеистического направления «настика», отрицавшую существование какой-либо сверхъественной реальности. В результате, к 12-13 вв. буддизм был почти вытеснен традиционной религией полуострова - индуизмом. А в 14 в. мусульмане-моголы завоевывают Индию, окончательно и почти полностью его уничтожив.

Впервые Тибет встретился с буддизмом в 700-е годы, когда, согласно легенде, тантрический мастер Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) пришел из Индии и победил демонов. В 800 - 900-е годы в Тибет пришли "Темные времена", буддизм пришел в упадок. Но в 1000-е годы он энергично возродился. В 1578 году монгольские правители назвали главу школы Гелуг "Далай Лама", что означает "великий как океан". Отмечено, что пятый Далай Лама установил над Тибетом религиозный и политический контроль. Тибет, фактически. Стал теократическим государством. Как известно, линия передачи Далай Лам продолжается и поныне. В 1950-х гг. Тибет был завоеван войсками коммунистического Китая и Далай-Лама был вынужден эмигрировать из страны.

В Китае и Японии буддизм проникает в своей тантрической форме. Кроме того, в этих странах он столкнулся с мощными и сложными учениями в виде конфуцианства и даосизма. В результате в Японии и Китае возникает местный вариант буддизма, получивший название дзен или чань-буддизма. Его особенность заключается в его сильной практической направленности. Монахи практикуют техники, направленные на контролирование своего тела и сознания. Главная практика –медитации и чтение мантр. Японо-китайский вариант буддизма оказал серьезное влияние на восточные боевые искусства, придав им новый смысл «Дао» или «До» - пути, идя по которому человек может добиться просветления.

Буддизм сегодня. Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Контакт Запада с буддизмом породил в 20 в. такое явление как нео-буддизм. Интерес секулярного западного сознания к восточной экзотике, развитие информационных технологий, движение хиппи создали питательную почву для развития буддизма в западных странах, США, Европе и России. Однако такой буддизм отличается от традиционных форм «восточного буддизма». Нео-буддизм стал ответом на потребительский запрос в области духовной жизни современного западного человека. От адепта уже не требуется строгой монашеской жизни, разрешены все удовольствия современной западной цивилизации, требования к исполнению религиозных практик минимальны.

Общую численность буддистов в мире определить трудно. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн. монахов и монахинь.

Тема № 3.

Раннее христианство.

Традиционное представление видит в христианстве создание одного человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать и в настоящее время. В последнем издании “Британской энциклопедии” личности Иисуса Христа посвящено двадцать тысяч слов – больше чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое и историческое. Первое считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы о его жизни и чудесных деяниях – заимствования из мифов. Историческое направление признает, что в основе образа Иисуса Христа лежит реальная историческая личность. Его последователи считают, что развитие образа Иисуса Христа связано с мифологизацией, обожествлением действительно существовавшего проповедника из Назарета.

Христианство родилось первоначально среди евреев Палестины в I в. н.э. и других стран Ближнего Востока. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет. Иудаизм представлял собой религию одного народа, считавшего себя избранником на том основании, что бог через Моисея дал ему закон.Приняв этот закон, евреи вступили в особые отношения c богом, заключили с ним договор, который обеспечивал им божественное покровительство в случае соблюдения всех его предписаний. Ростки нового в религии древних евреев заключались и в особых представлениях об истории - в Библии история трактуется как поступательное движение. Иудеи верили в пришествие мессии- спасителя, ниспосланного богом для установления справедливости.

Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им, во-вторых, идею мессианизма, и в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из узкоэтнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Эсхатология - учение о конце мира, связывалась с идеей вторичного пришествия Христа.

Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения. Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становиться наднациональной религией.

Христианство родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.

Во второй половине I в. в отдельных районах Римской империи возникают пока еще малочисленные объединения христиан. Христиане принимали всех, кто приходил к ним: они не скрывали своей принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, они тут же приходили на помощь. Но при всей «открытости» своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полистных празднествах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

Община жила по своим законам, чаще всего уйдя в свой внутренний мир и “бойкотируя внешний”. По замечанию ученых она, точнее сказать совокупность общин (в середине 1 в. их было уже семь, и их число постоянно возрастало), напоминала самостоятельное государствовнутри римской империи. Социальный состав первых общин мы можем определить лишь приблизительно. В основном это были рабы и бедняки, но были и зажиточные люди, по тем или иным причинам отвергнутые окружающим обществом (калеки, блудницы…). Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро.

Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли "драгоценными сокровищами церкви". Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. "Раба выкупить - значит душу спасти". Христианский епископ Киприан учил: "В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола".

Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком. В христианской общине можно было заметить различие между особыми ревнителями веры, "совершенными" христианами, и множеством непосвященных. От "совершенных" христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки.

Большинство состояло из оглашенных,т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его "отлучали" от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния. Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между "совершенными" и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы: считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя.

Рост христианских общин, увеличение их богатств потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц нужно было управлять. Так возникает институт епископов, власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной.

Согласно древней поговорке, которую цитирует Тертуллиан: “где трое, там и церковь”. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы. Наряду с ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако важно заметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.), эти лица находятся в “живом единении с церковью”, их власть имеет не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась чисто на авторитете.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти. Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению старой внутрицерковной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: