Формы государственного вмешательства

Методы, не основывающиеся на финансовых и экономических вычислениях

Методы денежной оценки экологических благ

Концепция ценности экологических товаров и услуг

Дисконтирование

Типы провалов в государственной политике

Причины провалов в деятельности государства

Принципы оценки государственного вмешательства

Необходимость установления приоритетов для государственного вмешательства

Формы государственного вмешательства

Ресурсы общего пользования и рыночные решения

Провалы рынка, связанные с ресурсами общего пользования, могут быть также преодолены самими вовлеченными сторонами. Небольшая группа пользователей может при определенных условиях управлять этими ресурсами в устойчивом режиме. В данном случае благоприятным фактором для рынка (или действующих на нем сторон) является возможность разработки схем устойчивого развития ресурсов общего пользования, что впрочем может потребовать значительных трансакционных издержек.

Затраты на мониторинг, обеспечение выполнения соглашения, информационный обмен, а также другие трансакционные издержки играют важную роль при определении сравнительной эффективности различных механизмов, которые, могут быть использованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования. Например, важное значение имеет то, как:

· ресурс общего пользования ограничивается пространственно (сопоставьте пруд в деревне и открытое море). В первом случае затраты на выявление и проведение переговоров (заключение соглашений) будут незначительными, во втором - они огромны.

· пользователи общаются друг с другом (сравните выпас деревенского скота на пастбище и ловлю тунца в море). Первый случай облегчает процесс подготовки соглашения и обеспечение его соблюдения.

· можно осуществлять мониторинг деятельности (сравните использование деревней колодца и контроль за соблюдением правил в этом случае с замусориванием улиц в крупном городе). Простота мониторинга делает помимо всего прочего более решаемой проблему "зайца”.


·

Лекция 5. «Принципы государственного регулирования охраны окружающей среды. Провалы политики»

4. Принципы "загрязнитель платит" и "пользователь платит"

7. Описание анализа «затраты – выгоды»

Имеется несколько форм государственного вмешательства, с помощью которых государство регулирует рыночную деятельность. Вмешательство может осуществляться на различных уровнях, например, со стадии разработки политики, далее программ и наконец проектов. Государство может непосредственно принять участие в проектах, нацеленных на охрану окружающей среды. Подобные проекты могут предусматривать создание природоохранных территорий (таких как национальные парки) или ликвидацию ущерба от прошлого загрязнения среды, в частности ликвидацию старых свалок.

Разрабатывая и проводя природоохранную политику, государство преследует в качестве цели оказание эффективного воздействия на поведение физического лица или фирмы. Политика подобного рода может быть реализована самым различным образом (увеличение уровня налогообложения деятельности, вредной в экологическом отношении, принятие законодательных актов по нормированию неэкологичных видов деятельности). Примерами другого типа могут служить субсидии, предоставляемые с целью поощрения экологически выгодных действий, или инвестиций. Отдельные мероприятия экологической политики могут быть включены в отраслевые программы (например, в области энергетики, сельского хозяйства и т.д.).

Природоохранная политика и проекты организационно объединяются в природоохранных программах. Этот инструмент предоставляет возможность более тесной координации и увязки отдельных мероприятий с имеющимися финансовыми и материальными ресурсами.

Макроэкономическая политика оказывает заметное, а иногда и решающее влияние на окружающую среду, но улучшение среды как таковой редко является приоритетной целью такой политики. Однако, нет абсолютных догм: в последние годы в западных странах все чаще обсуждаются общие проблемы налоговой реформы, нацеленной на улучшение использования природных ресурсов. Основной идеей такого рода "зеленых" (экологоориентированных) налоговых реформ, является увеличение налогов на использование ресурсов и налогов на загрязнение, и использование получаемых средств для снижения налогов на рабочую силу (прежде всего подоходного налога). При этом одновременно решаются задачи улучшения использования природных ресурсов и увеличения занятости: в производство вовлекается более дешевая рабочая сила. Этот эффект называется в научной литературе - "двойной дивиденд".

В настоящем курсе по экономике природопользования рассматриваются два основных типа вмешательства государства в рыночные отношения с целью решения проблем охраны окружающей среды.

Как упоминалось выше, отраслевая и макроэкономическая политика страны в целом, также имеют важные экологические последствия, но рассмотрение этих вопросов выходит за рамки данного курса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: