Методы, не основывающиеся на финансовых и экономических вычислениях
Методы денежной оценки экологических благ
Концепция ценности экологических товаров и услуг
Дисконтирование
Типы провалов в государственной политике
Причины провалов в деятельности государства
Принципы оценки государственного вмешательства
Необходимость установления приоритетов для государственного вмешательства
Формы государственного вмешательства
Ресурсы общего пользования и рыночные решения
Провалы рынка, связанные с ресурсами общего пользования, могут быть также преодолены самими вовлеченными сторонами. Небольшая группа пользователей может при определенных условиях управлять этими ресурсами в устойчивом режиме. В данном случае благоприятным фактором для рынка (или действующих на нем сторон) является возможность разработки схем устойчивого развития ресурсов общего пользования, что впрочем может потребовать значительных трансакционных издержек.
|
|
Затраты на мониторинг, обеспечение выполнения соглашения, информационный обмен, а также другие трансакционные издержки играют важную роль при определении сравнительной эффективности различных механизмов, которые, могут быть использованы для контроля за эксплуатацией ресурсов общего пользования. Например, важное значение имеет то, как:
· ресурс общего пользования ограничивается пространственно (сопоставьте пруд в деревне и открытое море). В первом случае затраты на выявление и проведение переговоров (заключение соглашений) будут незначительными, во втором - они огромны.
· пользователи общаются друг с другом (сравните выпас деревенского скота на пастбище и ловлю тунца в море). Первый случай облегчает процесс подготовки соглашения и обеспечение его соблюдения.
· можно осуществлять мониторинг деятельности (сравните использование деревней колодца и контроль за соблюдением правил в этом случае с замусориванием улиц в крупном городе). Простота мониторинга делает помимо всего прочего более решаемой проблему "зайца”.
·
Лекция 5. «Принципы государственного регулирования охраны окружающей среды. Провалы политики»
4. Принципы "загрязнитель платит" и "пользователь платит"
7. Описание анализа «затраты – выгоды»
Имеется несколько форм государственного вмешательства, с помощью которых государство регулирует рыночную деятельность. Вмешательство может осуществляться на различных уровнях, например, со стадии разработки политики, далее программ и наконец проектов. Государство может непосредственно принять участие в проектах, нацеленных на охрану окружающей среды. Подобные проекты могут предусматривать создание природоохранных территорий (таких как национальные парки) или ликвидацию ущерба от прошлого загрязнения среды, в частности ликвидацию старых свалок.
|
|
Разрабатывая и проводя природоохранную политику, государство преследует в качестве цели оказание эффективного воздействия на поведение физического лица или фирмы. Политика подобного рода может быть реализована самым различным образом (увеличение уровня налогообложения деятельности, вредной в экологическом отношении, принятие законодательных актов по нормированию неэкологичных видов деятельности). Примерами другого типа могут служить субсидии, предоставляемые с целью поощрения экологически выгодных действий, или инвестиций. Отдельные мероприятия экологической политики могут быть включены в отраслевые программы (например, в области энергетики, сельского хозяйства и т.д.).
Природоохранная политика и проекты организационно объединяются в природоохранных программах. Этот инструмент предоставляет возможность более тесной координации и увязки отдельных мероприятий с имеющимися финансовыми и материальными ресурсами.
Макроэкономическая политика оказывает заметное, а иногда и решающее влияние на окружающую среду, но улучшение среды как таковой редко является приоритетной целью такой политики. Однако, нет абсолютных догм: в последние годы в западных странах все чаще обсуждаются общие проблемы налоговой реформы, нацеленной на улучшение использования природных ресурсов. Основной идеей такого рода "зеленых" (экологоориентированных) налоговых реформ, является увеличение налогов на использование ресурсов и налогов на загрязнение, и использование получаемых средств для снижения налогов на рабочую силу (прежде всего подоходного налога). При этом одновременно решаются задачи улучшения использования природных ресурсов и увеличения занятости: в производство вовлекается более дешевая рабочая сила. Этот эффект называется в научной литературе - "двойной дивиденд".
В настоящем курсе по экономике природопользования рассматриваются два основных типа вмешательства государства в рыночные отношения с целью решения проблем охраны окружающей среды.
Как упоминалось выше, отраслевая и макроэкономическая политика страны в целом, также имеют важные экологические последствия, но рассмотрение этих вопросов выходит за рамки данного курса.