Литература.
СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
1. Метод социометрического исследования:
· История возникновения метода и его особенности.
· Техника проведения социометрии.
2. Трансактный анализ.
· История возникновения. Анализ сценариев.
· Анализ трансакций. Характеристика манипуляций.
3. Особенности применения социально-психологических методов исследования в самодеятельном художественном коллективе.
Литература. ( В скобках указан код в библиотеке БГУКИ)
Основная:
1. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С. 53 – 73; 446 – 448. (88.5 Ш 37)
2. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Кн.1. С. 465 – 470, Кн.3 С. 375 - 382. (88. Н 506; 88.5я73)
3. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. – Мн; Нар. асвета, 1984. – 239 с. (88.8 Ка 2)
Или:
4. Кломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: Науч.-метод. пособие. – Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. – С.67-107; 204-210.
Дополнительная:
1. Марищук, В.Л., Блуднов, Ю.М., Прахтиенко, В.А., Серова, Л.Н. Методы психодиагностики в спорте. – М., 1985.
2. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина. – Л., ЛГУ, 1977. – 175 с. (88 М 545)
3. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 288 с. (88.5 А 437)
4. Социальная психология: Учеб. Пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А.Деркача. – М.: Академия, 2001. – 600 с. (88.5 С 692)
5. Социальная психология / Под. ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – 222 с. (88 С 692)
6. Еникеев, М.И. Социальная психология: Учебник. – М.: ПРИОР, 2000. – 160 с. (88.5 Е 63)
Задание для самостоятельной работы студентов:
Провести социометрическое исследование группы (7-15 человек). Отчетная работа должна содержать:
Ø описание группы
Ø предлагаемые вопросы
Ø социометрическую матрицу
Ø социограмму-мишень
Ø индекс групповой сплоченности (вычисленный по формуле)
Семинар 2. ОБЩЕНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1. Характеристика типов общения.
2. Виды манипуляций и типы манипуляторов.
3. Невербальные средства общения.
4. Каузальная атрибуция и формирование первого впечатления о человеке. Типы атрибуций. Фундаментальная ошибка атрибуции.
5. Рекомендации по повышению эффективности общения.
Основная:
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2000. – С. 84 - 136. (88.5 А 655)
2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М.: ВЛАДОС, 1995. – С.93 – 134. (88.5 Ш 37)
3. Самыгин, С.И., Столяренко, Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – С. 350 – 351; 367 – 376. (88.4 С 17)
4. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или Человек – манипулятор. – Мн.: ООО «Попурри», 1996. – С. 23-26, 33-43. (88.5 Ш 799)
5. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: «Питер», 2000. – С. 265-321. (88.5 Р 41)
Дополнительная:
1. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: КСП, 1996. – 160 с. (88.5 Д 761)
2. Крижинская, Ю.С., Третьяков, В.Г. Грамматика общения. – М.: Смысл: Академический проект, 1999. – 279 с. (88.5 К 822 ч/з)
3. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. (88.4я73; 87.715.4; 88.5 П 863)
4. Рогов, Е.И. Психология общения: Пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 336 с. (88.5 Р 598)
5. Станкин, М.И. Психология общения: Курс лекций – М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 1996. – 296 с. (88.5 С 764)
6. Психологические исследования общения / Отв. ред. Ломов Б.Ф., Беляева А.В.. – М.: Наука, 1985. – 344 с. (88 П 863)
7. Технология делового общения / Авт.–сост. Кузнецов И.Н. – Мн.: Экономпресс, 1999. – 128 с. (88.5 Т 384)
8. Борисов, А. Роскошь человеческого общения. – М.: RISK, 1998. – 184 с. (88.5 Б 825)
9. Курбатов, В.И. Искусство управлять общением. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 352 с. (88.5 93)
10. Основы конструктивного общения: Хрестоматия / Сост. Т.Г. Григорьева, Т.П.Усольцева. – Новосибирск, М.: Совершенство, 1997. – 198 с. (88.5 О-753)
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Приведите примеры из художественной литературы по каждому виду манипулятивного воздействия.
2. Выделите типичные механизмы, формы и ошибки социальной перцепции, характерные учителю (по своей специальности).
1. Поведение и установки (гендерные, расовые). Феномен «нога в дверях».
2. Интимные межличностные отношения.
· дружба и любовь;
· вражда и одиночество.
3. Авторитет руководителя. Имидж и его основные функции.
4. Социальные дилеммы и их решение.
5. Стратегии поведения в конфликтной ситуации.