Деятельность как философская категория и как психологическое понятие. Деятельностное опосредствование.
В отеческой психологии, она стала общепсихологической парадигмой после того, как Леонтьевым было обосновано распространение категории предметной деят на внутренние процессы - процессы сознания.
Цель: ввести сознание не как постулат, а как проблему психол исследования.
Материалистический подход: возможность объективного изучения деятельностной опосредствованности психики.
Генетический подход к изучению и пониманию психики.
Единица анализа психики не в противопоставлении внешнего и внутреннего, а в контексте единства внешней и внутренней деятельности. Вместо 2х психологий, занимающихся низшими и высшими формами психического, в теории деятельности возникло их единство, связанное с идеей опосредования психики общественно историческим опытом.
Идея Выготского об использовании психологических орудий как пути культурного развития психических процессов была дополнена идеей о деятельностном опосредствовании становления психического образа и сознания, о единстве структурного оформления предметной и психической деятельности.
|
|
Парадигмальность теории деятельности еще и в том, что уровневый анализ деятельностных структур стал направлять конкретнее общепсихологические исследования.
В основе методологии лежали понятия взаимодействия, отражения и активности как атрибуты материи.
Многоплановость и многоаспектность (содержательное выражение и элементарных процессов и оснований) понятия деят определяется тем, что сама родовая сущность человека выражается в деят. Она является способом объективации субъективного.
Деятельность – это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Производя некоторый предмет, чел изменят и этим фактически производит бесчисленную совокупность новых отношений в окружающем мире.
Предмтеность - отношение к предмету адекватно его природе, действие адекватно логике предмета. Предметная деятельность – способ связи субъекта с миром.
Человек воссоздает предмет в идеальном плане – включение теоретической деятельности во внешнюю.
Предметность мира раскрывается в ходе освоения человеком общественно-выработанных и закрепленных в культуре норм предметного отношения к миру.
Двойная детерминация деятельности - со стороны предмета и со стороны собственной имманентной логики.
Субъективный хар-р: л огика предмета и логика человеческих целей противостоят др другу, и это противоречие постоянно снимается в актах реальной деят-ти и ею же создается, но на др уровне.
|
|
Целенаправленность. Цель – сознательный образ планируемого рез-та деят-ти. Субъективна по форме и объективна по содержанию. Отражение и преобразование.
Деятельность первична по отношению к человеку (генетически).
Опредмечивание - переход процессов деят-ти в покоящееся свойство предмета, умирание деят-ти в предмете. Распредмечивание - переход предметности в живой процесс деят-ти, в действующую способность, воспроизведение заложенных в предмете норм деят-ти с ним, обогащается субъективный полюс - появляется опт, знание, умения, способности.
Сознательный хар-р деят-ти вытекает из целесообразности. Это не значит, что осознаются все компонент деят, но цели - обязательно.
Сознание как:
- внутр деят
- отражение (образ)
Образ обеспечивает преемственность, единство и целостность разворачивающейся во времени деят-ти, служит ориентиром для действия в мире. Его составляющие - чувственная ткань, значение и личностный смысл.
Опосредованость: социальная (отношение к др людям) и орудийная
Переход от совместной (интерпсихической) деят-ти к индивидуальной (интра) составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования.
Соц характер: социально-культурный генез человеческой деятельности.
Продуктивность. Деят изменяет мир + побочные рез-ты.
Мотив - то, ради чего совершается деят.
Общность строения внешней (материиальной) и внутр (психической. идеальной) деят-ти (потому что внутр деят формируется из внешней).
Личность - наиболее полное выражение субъективного полюса деят, она порождается деят-ю и системой отношений с другими людьми. Не сводящится к совокупности прошлого опыта или инд особенностей, это ее предпосылки.
Личность,, складывается в деят-ти, творит себя сама. Источник развития личности - в ее внутр противоречиях, разрешение которых творит личность.
Ядро личности- совокупность действенных отношении к миру. Основой личности является иерархическая структура ее мотивов. Высшим уровнем интеграции выступает самосознание личности.