Характеристика финансовых показателей.
Основные приемы анализа БФО.
БФО служит базой для анализа финансового положения предприятия. Цель финансового анализа:
1. Оценка информации, содержащейся в отчетности
2. Сравнение имеющихся сведений
3. Создание на их базе той информации, которая послужит основой для принятия тех или иных решений.
Для анализа показателей БФО используются приемы:
1. Чтение отчетности – начальный этап анализа, информационное ознакомление с финансовым положением. По данным БФО пользователь судит об имущественном положении, о соотношении средств по их видам.
2. Вертикальный анализ. Представляет БФО в виде отдельных величин, которые характеризуют структуру итоговых показателей. Все статьи бух. Баланса при вертикальном анализе приводятся в процентном соотношении к итогу бухгалтерского баланса.
3. Горизонтальный анализ. Изучает динамику отдельных показателей во времени.
4. Расчет финансовых показателей. Анализ с помощью финансовых показателей позволяет изучить взаимосвязи между различными элементами отчетности.
|
|
5. Полный анализ БФО предполагает вертикальный, горизонтальный анализы и анализ коэффициентов.
Финансовый анализ начинается с расчета финансовых показателей. Рассчитываемые показатели объединяются в 2 группы. Финансовые коэффициенты каждой группы охватывают 2 аспекта:
1. Для целей ликвидации
2. Для целей организации предприятия.
В состав показателей каждой группы входят несколько основных общепринятых показателей и множество дополнительных рассчитанных в зависимости от цели анализа и управления.
Цели анализа могут предполагать:
1. Комплексный анализ финансового положения предприятия
2. Простой анализ на базе основных аналитических коэффициентов.
Анализ финансовых коэффициентов характеризует соотношение между различными статьями БФО.
Наличие отклонений и значений коэффициентов является предпосылкой для более детального анализа финансового состояния предприятия.
Наиболее распространенные для анализа финансовые показатели:
1. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность предприятия, показатели чистого оборотного капитала.
2. Показатели финансовой устойчивости
3. Показатели деловой активности
4. Показатели рентабельности
5. Показатели рыночной активности и положение на рынке ценных бумаг.
Методика анализа финансовой отчетности организации должна состоять из трех больших взаимосвязанных блоков:
- анализа финансового положения и деловой активности;
- анализа финансовых результатов;
- оценки возможных перспектив развития организации.
Анализ финансовой отчетности является неотъемлемой частью большинства
|
|
решений, касающихся кредитования, инвестирования и др.
При принятии решения о предоставлении кредита кредитор рассматривает организацию заемщика главным образом с точки зрения возможного возврата денег и вознаграждения, которое он получит в виде процента. Поэтому анализ финансовой отчетности является для кредитора важной частью общего процесса принятия решения.
С позиции организации-заемщика ответ на вопрос: нужен кредит или нет, также можно получить, детально изучив и проанализировав финансовую отчетность за отчетный период.
Роль, которую играет анализ финансовой отчетности в решениях об инвестициях в собственный капитал организации, совершенно другая. Это связано с тем, что инвестор требует отдачи как в виде прироста стоимости капитала, так и в виде дивидендов.
Прибыльность и дивиденды в долгосрочной перспективе зависят от роста объемов хозяйственной деятельности и ликвидности элементов, которые оцениваются посредством анализа финансовой отчетности. Но дивиденды, которые выплачивает организация, — это только меньшая часть суммы желаемой отдачи.
Поскольку анализ финансовой отчетности связан с логическим процессом, его относительное значение в принятии инвестиционных решений изменяется в зависимости от обстоятельств, складывающихся на рынке. Его значение всегда больше, когда анализ нацелен на оценку риска, выявление узких мест и потенциальных проблем.
Анализ финансовой отчетности оформляется в виде аналитической (пояснительной) записки. Она должна включать следующие разделы:
1) общие данные по анализируемой организации, отрасли, частью которой она является, экономической среде, в которой она работает;
2) финансовые и другие данные, используемые при анализе, коэффициенты и другие
аналитические показатели;
3) выявление и оценку положительно и отрицательно влияющих количественных и качественных факторов по важнейшим направлениям анализа;
4) оценки и выводы на основании полученных результатов анализа, а также
построение прогнозных моделей анализа.