1.В истории Европы средними веками называли время между античностью и новым временем внутри которых выделяли раннее классическое и позднее средневековье. Ранее (5-10 века) начинается с падения западной Римской империи и варваризмами ее территории. Общий культурный фон невежество насилие, жестокость, внутренние войны и внешние набеги, но это был период рождения собственной Европы и нового типа христианской культуры, поэтому содержание данного периода определили
· христианизация варварских народов.
· становление феодализма и принципа сословности.
· появление первых варварских королевств и попытка достигнуть политического единства по примеру Римской империи.
Вершиной культурного развития стало каролингское возрождение, когда при дворе Карла великого было организовано международное сообщество ученых и прошла реформа образования, соединившая христианскую набожность и латинскую ученость
Классическое средневековье-это (10-13 века) период, когда оформляются культурные формы западно-христианского мира, наблюдается его общекультурный подъем на базе аграрного экономического подъема. Происходит рост народа населения, развиваются города, создана правовая система, университеты, усиливается политическая централизация, Западная Европа переходит к внешней экспансии, идет становление современных литературных языков, получают развитие романский и готический стили.
|
|
Позднее средневековье - это (14-15)период стабилизации и экспансия завершена. Вместе с тем проявляются кризисные тенденции, экономическая депрессия, голод, эпидемии, восстание. Но вместе с тем развиваются узы крепостничества, растет социальная мобильность, утверждается новый стиль жизни, о накоплении энергии для нового подъема.
Христианское вероучение и католическая церковь стали организующими моментами культурного развития. Христианский Бог это духовная сущность и переход от язычництва к христианству стал переходом от тела к душе, от космологии к теологии и от принципа физического здоровья к принципу духовного целомудрия. Христианское вероучение сформировало духовную основу культуры на базе принципа:
o монотеизма
o геоцентризма
o креационизма
При этом на смену целостному и гармоничному приходят два мира противостоящих друг к другу как мир высший, гармоничный, божественный и мир земной греховный человеческий.Человек вовлечен во вселенскую борьбу добра і зла. На такой основе хрістіанство создавало релігіозную лічность со сложной нравственно-психологической динамикой. Христианское вероучение утвердилось в средневековой культуре.
|
|
1. Религиозность
2. Персонализм
3. Дидактичность
Психологизм, который опирался на такие моменты религиозного сознания как греховность, исповедальность, покаяние, традиционализм, каноничность.
Рыцарская культура, т.е. культура дворянского сословья идеологией которой выступало благородство. Рыцари-это общность благородных, равных, которые утверждали рыцарскую мораль верности, взаимопомощи, справедливости. В систему воспитания рыцарского духа входила военно-спортивное обучение а так же обучение таким наукам как стихосложение, музыка, пение и изысканный этикет –куртуазность а кодексом поведения выступили турниры, подвиги и любовь как служение прекрасной даме. Замки рыцарей были мини столицами песенно-музыкальной культуры.
Монашеская культура, т. е. культура духовенства которая в качестве формы служения Богу избрала путь связанный с уходом от мирской жизни.
Городская культура:
· бюргерская
· университетская (высоко профессиональная, корпоративно интеллектуальная)
Основными стилевыми характеристиками искусства становится иносказание, аллегория, символичность, условность, а основной принцип универсализм. До 13 века велся жесткий отбор выразительных средств и отказ от тех которые создают иллюзию чувственного мира, поэтому язык искусства был суровым, четким, отвечал духу аскетизма ну и искусство выполняло основную функцию т. е. наставлять и воспитывать человека в его религиозной вере. В 10-18 века первый западный стиль который полнее всего воплотила культура и изобразительное искусство католического храма. Красоту в грамадском плане.
Вся система этого оформления являлись проповедью и рассказом о сотворении мира.
В художественной культуре классического средневековья возросла роль светской жизни. Сословной литературы сложились условия для авторского самоутверждения человека, изменили отношения с Богом который понимается как свет и любовь и отношение к несовершенству человека
В такой обстановке оформляется готический стиль связанный с жизнью города.
Культура(лк8)