Тема 1. Введение в клиническую психологию

Разделы специальной психологии.

Связь специальной психологии с различными отраслями психологии (общая психология, психология развития, педагогическая психология, психолингвистика, патопсихология, медицинская психология и т.д.).

Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии.

Взаимодействие специальной психологии с другими науками:

1. Общая психология. СП использует понятия, принципы и методы общей психологии. Но если общая психология изучает общие закономерности психической деятельности и развитие психики в норме, то СП изучает эти закономерности при ОПФР.

2. Возрастная психология. ВП и СПизучают развивающегося человека, но возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека в нормативных условиях, а СП – в условиях специфической социализации.

3. Пед. психология. Пед. психология изучает закономерности овладения ЗУНами в процессе обучения. Зная эти закономерности СП определяет условия, необходимые для построения процесса обучения детей с ОПФР.

4. Соц. психология. Соц. психология изучает процесс социализации, а также специфику общения и взаимодействия людей; в рамках этих знаний СП изучает специфику взаимодействия и усвоения опыта детьми с ОПФР.

5. Нейропсихология. Нейропсихология изучает мозговые механизмы ВПФ, знание этих механизмов позволяет делать прогноз в развитии ребёнка с ОПФР.

6. Патопсихология. Патопсихология и СП изучают нарушенное развитие, при этом патопсихология изучает процессы распада психических функций, а специальная психология – возможности развития ребёнка в условиях нарушенного развития.

Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий. В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Так, например, при умственной отсталости неблагоприятные условия могут вызывать психотические проявления. В этих случаях бывает необходимо использовать как патопсихологическое изучение, так и соответствующие средства коррекции.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.

7. Психолингвистика. Психолингвистика(психология языка) междисциплинарная когнитивная наука, изучающая процессы порождения и понимания речи в их функционировании, становлении и распаде.СП изучает речевые процессы у лиц с ОПФР.

8. Медицинская психология. Тесные связи также существуют между специальной и медицинской или клинической психологией. На первоначальных этапах становления их предметное содержание не всегда было четко разделено. Можно сказать, что в начале XX в. они составляли единую научную дисциплину, которую иногда обозначали термином «патологическая психология». Некоторые авторы и сегодня отождествляют их. Подобная точка зрения не вполне верна, хотя между специальной и медицинской психологией существует много общего. Основной проблемой медицинской психологии является вопрос о влиянии того или иного заболевания на функционирование психики, равно как и роль психики в процессе лечения заболеваний. Предметное содержание специальной психологии связано с разными вариантами отклоняющегося психического развития, которые не рассматриваются в качестве нозологических единиц. Другое существенное отличие состоит в том, что медицинская психология рассматривает человека в клиническом контексте, в процессе лечения. В специальной психологии иной контекст — социальный, то есть обучение, воспитание, профессиональное самоопределение. Разные контексты связаны с разной направленностью приложения психологических знаний. Медицинская психология обслуживает сферу здравоохранения, специальная — сферу коррекционного образования. Указанные отличия не отрицают существования областей и зон взаимодействия между двумя науками. Особенно тесные связи у специальной психологии устанавливаются с одним из наиболее разработанных разделов медицинской психологии — нейропсихологией. Последняя занимается изучением нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Как известно, для многих детей с отклонениями в развитии характерно наличие резидуальных органических патологий мозга. Именно поэтому использование основных принципов и методов нейропсихологии при изучении этих детей оказалось весьма продуктивным и перспективным.

Специальная психология также контактирует с рядом клинико-биологических наук: нейрофизиологией, невропатологией, детской психиатрией, офтальмологией, оториноларингологией, медицинской генетикой и др. Знания о структурно-функциональных основах организации психической деятельности углубляют представления о природе нарушений психического развития. Многочисленные психические и нервные заболевания, как и заболевания органов зрения, слуха и речевого аппарата, могут стать причинами отклонений в развитии. Именно поэтому клинические сведения из перечисленных дисциплин так важны для построения теории специальной психологии. Сказанное, безусловно, не означает отождествление клинического и психологического подходов, ибо клинициста (врача) прежде всего интересуют симптомы и синдромы заболевания как внешние проявления внутреннего патофизиологического процесса. Психолог же, по справедливому мнению В. В. Лебединского, за клиническими симптомами ищет механизмы нарушений нормальной психической деятельности или психологические реакции на эти симптомы. Таким образом, клинический и психологический анализы обращены к разным уровням изучаемого явления — физиологическому и психологическому, каждый из которых при всем их единстве обладает выраженной спецификой, собственными закономерностями и несводим к другому.

Специальная психология включает 3 раздела:

1. Психология нарушенного развития. Данный раздел направлен на описание и классификацию нарушений развития.

2. Психология направленного и спонтанного познания при ОПФР – направлен на изучение закономерностей познавательной деятельности при ОПФР.

3. Психология социализации при ОПФР – направлен на изучение влияния нарушения на жизненный путь человека с ОПФР.

В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

1. – дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие);

2. – с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие);

3. – с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (н-р, ДЦП);

4. – с тяжелыми нарушениями речи;

5. – с задержкой психического развития;

6. – с интеллектуальной недостаточностью;

7. – с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы (аутизм);

8. – с нарушениями поведения (психопатия);

9. – со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения.

Каждая категория детей имеет специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения. Итогом диагностики нарушенного развития является установление психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития. Он должен отражать индивидуальные особенности психофизического развития ребенка и включать рекомендации к разработке индивидуальной программы коррекционной работы.

В психолого-педагогическом диагнозе указывается педагогическая категория нарушенного развития, степень выраженности нарушения, недостатки развития, осложняющие ведущие нарушения, на которые необходимо обратить внимание в ходе коррекционно-педагогической работы. Если обследование проводится перед поступлением ребенка в школу, то необходимо определить готовность ребенка к обучению в школе общего назначения или в специальной (коррекционной) школе. Психодиагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико-психолого-педагогической помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: