Финансовая политика РФ на современном этапе.
Россия сегодня пребывает в глубоком финансовом кризисе, основными признаками которого являются:
- продолжающийся спад промышленного производства;
- резкое сокращение платежеспособного спроса населения;
- сужение денежной массы;
- резкое снижение уровня жизни населения.
Финансовая политика последнего десятилетия привела к ряду негативных результатов:
- подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий (РФ представляет лишь 1% на данном мировом рынке);
- либерализация денежно-кредитного и финансового рынков в направлении привлечения спекулятивного капитала, в том числе иностранного;
- реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов РФ без соответствующего разграничения предметов ведения и учета реального финансового потенциала, приводящей к фактической дезинтеграции регионов: заключение двусторонних договоров, зачастую противоречащих интересам национальной безопасности;
|
|
- устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечение гарантированного уровня благосостояния, коммерциализация социальной сферы;
Финансовый кризис привел к перераспределению ресурсов и накопленного национального богатства в пользу небольшой группы лиц из финансово-банковского сектора, участвующих в спекулятивной игре на рынке капиталов, валютной и фондовом рынках и переводе валютных активов на зарубежные счета.
Возможными путями выхода из сложившейся ситуации являются:
- сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- совершенствование налоговой системы;
- реальный бюджет;
- стабилизация валютного курса рубля;
- регулирование процентных ставок;
- повышение эффективности использования государственной собственности;
- совершенствование бюджетного федерализма;
- кассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства;
развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья;
- единство денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового контроля.
Управление финансами осуществляется через сложившуюся организационную структуру, которая обусловлена историческими, экономическими и политическими условиями и подчинена финансовой политике государства.
Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют:
- высшие законодательные органы власти;
- Президент РФ;
- Правительство РФ.
Высшие законодательные органы власти – это Федеральное собрание и его две палаты – Государственная дума и Совет Федерации.
|
|
Федеральное собрание принимает законы о налогах, сборах и обязательных платежах, закон о бюджетной классификации, закон о бюджете РФ на текущий год, закон о бюджетном процессе, законы о внебюджетных фондах и др., а также устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
На региональном уровне высшими законодательными органами власти являются представительные структуры (законодательные собрания, верховные или государственные советы, думы и др.), которые рассматривают и утверждают региональные бюджеты и внебюджетные фонды, налоговое законодательство и другие нормативные акты в области финансов.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Основными органами управления финансами являются:
1. Министерство финансов России и его органы на места.
2. Министерство налогов и сборов РФ и его органы на местах – налоговые инспекции.
3. Федеральная служба налоговой полиции РФ.
4. Государственный таможенный комитет РФ и его органы на местах.