Отличия государственного кредита от банковского
Государственный кредит | Банковский кредит |
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита | Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена |
Получателем являются органы власти и управления | Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом |
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера | Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. |
Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству | Срок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкции |
Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются | Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают |
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении | Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении |
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:
- очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.
Высшим органом управления государственным кредитом РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета.
В соответствии с Конституционным законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:
1. Программа государственных внешних заимствований;
2. Программа государственных внутренних заимствований.
Программы предоставляются Федеральному собранию одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1. Минимизация стоимости долга для заемщика.
2. Недопущения переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.
3. Эффективного использования мобилизованных средств и контроля за целевым использованием выделенных кредитов.
4. Обеспечения своевременного возврата кредитов.
5. Минимизации вывоза полученных доходов из страны
Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:
-Департамент управления государственным внутренним долгом;
-Департамент управления государственным внешним долгом.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.
Информация о заимствованиях субъекта РФ или муниципалитета вносится соответственно в долговую книгу субъекта или муниципальную долговую книгу.
Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ЦБ РФ бесплатно осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. При эмиссии каждого выпуска облигаций все суммарные и единичные сертификаты подлежат передаче Минфином на хранение и учет в депозитарий. Функции депозитария выполняет ЦБ РФ или иная организация, уполномоченная им. ЦБ РФ осуществляет по поручению Министерства финансов РФ и за счет средств федерального бюджета выплаты владельцам облигаций при погашении выпусков.
Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.
Меры воздействия, применяемые ЦБ делятся на две группы:
1. «Пожарные» меры – поднятие ставки рефинансирования, ломбардных ставок, интервенции ЦБ на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Эти меры действенны на короткий промежуток времени – 2-3 дня.
2. Иностранные заимствования. Для воздействия на рынок достаточно даже не самих заимствований, а только психологической уверенности в том, что кредиты будут предоставлены.
При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о:
- новации – замене обязательств по долгу другими обязательствами;
- унификации – объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств;
- конверсии – изменении условий займов, касающихся их доходности;
- консолидации – изменении условий обращения займов, касающихся их сроков.