«Реагирование на спрос» (DDT)
В зарубежной практике за последнее десятилетие большое распространение получили различные варианты концепции «реагирования на спрос (DDT). Эта концепция появилась как модификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» (МРП) в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса.
Цель концепции DDT – максимальное сокращение времени реакции на спрос путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется рост спроса. В рамках этой концепции улучшается координация и взаимоотношения производителей, оптовиков и розничных торговцев как звеньев интегрированной логистической системы.
Применение концепции «реагирование на спрос» дает следующие преимущества:
· Информация о потребностях покупателей, процедуры заказов и графики доставки готовой продукции помогают лучше управлять запасами в распределении;
· Знание объемов продаж и запасов в розничной сети помогает производителям точнее планировать поставки;
|
|
· Поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса;
· Решения по размещению складов, производственных подразделений и сбору заказов принимаются более эффективно;
· Устанавливаются длительные партнерские отношения производителей, оптовых и розничных тоговцев, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций.
Концепция «реагирования на спрос» имеет несколько вариантов, среди которых наибольшее распространение получили следующие:
· Метод определения точки заказа (перезаказа) (Reoder рoint);
· Метод быстрого реагирования;
· Концепция непрерывного пополнения;
· Концепция автоматического пополнения запасов.
Концепция «точки заказа (перезаказа)» использует известную методику контроля и управления запасами, основанную на точке заказа и статистических параметрах расхода продукции. Эффективность метода во многом определяется точностью прогнозирования спроса, и поэтому долгое время он не пользовался популярностью у логистических менеджеров.
Точка заказа – это используемый в системах контроля за состоянием запасов параметр, который обозначает нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ.
Сущность концепции «быстрого реагирования» заключается в планировании и регулировании поставок на предприятия розничной и оптовой торговли и в распределительные центры. В розничной торговле проводится мониторинг продаж, данные об объемах продаж по номенклатуре и ассортименту передаются через оптовиков производителям. Метод быстрого реагирования направлен прежде всего на оптимизацию запасов торговых предприятий. Развитием (модификация) концепции «быстрого реагирования» стала концепция «непрерывного пополнения».
|
|
Концепция «непрерывного пополнения» - это постоянное (или с высокой периодичностью) пополнение запасов готовой продукции в розничных торговых предприятиях на основе логистического плана и соглашений между поставщиками, оптовыми и розничными предприятиями о закупках, что устраняет необходимость в заказах на пополнение запасов.
Логистичесая концепция «автоматического пополнения запасов» является улучшенным вариантом метода быстрого реагирования и концепции непрерывного пополнения. Она позволяет поставщикам быстрее удовлетворять потребности торговцев за счет исключения отслеживания единичных продаж и уровня запасов товаров быстрой реализации.
Последние три концепции имеют определенное сходство и работают преимущественно в сере распределения. Однако они важны и для производителей, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, участие в интегрированных распределительных каналах обеспечивает производителям высокую информированность о состоянии запасов сфере распределения и таким образом лучше планировать производство и поставки. Во-вторых, тесное взаимодействие всех участников логистической цепи способствует повышению их операционной эффективности, установлению длительных взаимовыгодных партнерских отношений.
6.5 Концепция «тощего производства»
Концепция «тощего производства» получила распространение в 1990-е годы. Называется так потому, что использует меньше ресурсов, запасов, времени при организации производства по сравнению с обычным так называемым широким производством.
В концепции «тощего производства» соединяются элементы концепции «Точно в срок», системы «Канбан» и МРП. Так, в результате применения систем «Канбан» и МРП снижаются уровни запасов, организуются минимальные страховые запасы без складирования сырья и материалов. В соответствии с концепцией «точно в срок» налажено партнерство с ограниченным числом поставщиков.
Концепция «тощего производства» основана на том, что не все в процессах изготовления продукции и управления потоками материальных ресурсов является необходимым. В рамках концепции выделяют пять составляющих этих процессов: трансформация (превращение ресурсов в готовую продукцию), инспекции (контроль качества на каждом этапе), транспортировка (материалов, полуфабрикатов, готовой продукции), складирование (того же), задержки в производственном цикле. Необходимыми элементами являются трансформация и транспортировка, инспекции качества следует проводить как можно реже, а складирование и задержки следует вообще исключить. Т.е., основной девиз концепции тощего производства – убрать бесполезные операции. Такими бесполезными операциями являются:
· Складирование материальных ресурсов;
· Ожидания и задержки в производственном цикле (испытание, ожидание сборки и упаковки);
· Входной контроль;
· Транспортировка на склад сырья и материалов.
Рассмотрим, как можно трансформировать обычный производственный процесс в процесс, соответствующий потоку в «тощем производстве» LP (Lean production). Пусть имеется процесс, содержащий 13 операций. В соответствии с концепцией LP эти операции трансформируются в 6 (табл.7)
Таблица 1 - Трансформация обычного потока в поток «тощего производства»
№ п/п | Наименование операции | Обычный поток | LP -поток | ||||||||
Т | И | Тр | С | З | Т | И | Тр | С | З | ||
1 | Получение МР | * | * | ||||||||
2 | Испытание | * | |||||||||
Входной контроль | * | ||||||||||
4 | Транспортировка на склад | ||||||||||
5 | Складирование | * | |||||||||
6 | Доставка на сборку | * | * | ||||||||
7 | Ожидание | * | |||||||||
8 | Сборка продукции | * | * | ||||||||
9 | Контроль качества | * | * | ||||||||
10 | Доставка на упаковку | * | * | ||||||||
11 | Ожидание | * | |||||||||
12 | Упаковка продукции | * | |||||||||
Доставка на склад | * | * |
Примечание:
|
|
Т- трансформация
И – инспекции
Тр – транспортировка
С - складирование
З - задержки
Следует отметить особую роль взаимоотношений с поставщиками. В концепции «тощего производства» поставщики рассматриваются как часть собственной организации производственной, маркетинговой и логистической деятельности, обеспечивающей достижение миссии компании. Такой подход к поставщикам, практически не требующий входного контроля материальных ресурсов, делает их настоящими партнерами по бизнесу и способствует интегрированию снабжения в логистическую стратегию фирмы.