Информации, необходимой для подготовки и выбора
Получение, анализ и обобщение от специалистов
Математико-статистических процедур, направленных на
При решении производственно-хозяйственных и технико- экономических задач существенным фактором повышения научного уровня управления является применение математических моделей. Однако очевидно, что полная формализация этих задач средствами математики не осуществима из-за их сложности и качественной новизны.
Общие положения.
ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ И
Тема 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ
1. Общие положения.
2. Понятие «эксперта».
3. Экспертные системы.
4. Экспертная информация и способы ее отражения.
-- * -- * --
В связи с этим в последние годы в нашей стране и за рубежом широко распространяются и активно применяются так называемые методы экспертных оценок (или экспертные методы). Они дают возможность при подготовке решений удачно использовать во взаимосвязи логические, вероятностные и статистические подходы для анализа суждений ученых, специалистов и руководителей.
|
|
Обычно указанные методы находят применение в ситуациях, когда выбор и обоснование решений и оценка последствий от них не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации часто возникают при разработке современных систем управления в обществе и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании науки, техники и экономики.
Управлять – значит предвидеть. Сейчас это особенно актуально. Прогнозирование и долгосрочное планирование становятся основой для подготовки и принятия текущих решений, для выбора путей развития и способов решения научных, технических, экономических и социальных задач.
Под экспертными методами понимают комплекс логических и
Центральное место при использовании экспертных методов отводится экспертам.
2. Понятие «эксперта».
Эксперт (от латинского «опытный», «сведущий») – это
специалист, обладающий широкими знаниями и
профессиональным опытом в определенной области
практической деятельности.
Люди являются своеобразными думающими машинами. Обладая хотя бы незначительным опытом, они могут генерировать суждения и вырабатывать удовлетворительное решение любой задачи.
Эксперт должен быть, прежде всего, квалифицированным человеком, способным отделить важную информацию от бессодержательной. И поэтому он реагирует на меньшее количество внешней информации. Он способен предсказать многие события при минимуме своей информационной загруженности
Великий датский физик Нильс Бор говорил: «Экспертом является тот, кто знает, какие в его области могут быть совершены грубые ошибки и как их избежать».
|
|
Квалификацию эксперта можно определить по следующим критериям:
а) числу переменных, которые, по его мнению, существенны для принятия решения (эксперт использует меньше переменных, чем неэксперт);
б) важности этих переменных с его т.з., т.е. по их «весовым» коэффициентам;
в) скорости идентификации им важной информации;
г) точности его решения, т.е. на сколько оно близко к оптимуму;
д) достоверности его прогнозов, т.е. частоте принятия верных решений.
Экспертом может быть специалист, который:
1. способен решить проблему;
2. знает, как решается проблема;
3. способен объяснить другому, как решается проблема;
4. располагает временем, чтобы решить проблему;
5. имеет достаточные побудительные мотивы к активному участию в решении проблемы.
Делая свои умозаключения, эксперт должен:
- придерживаться требований согласованности и последовательности (его суждения должны не противоречить друг другу);
- быть рациональным и подчиняться законам логики;
- давать оценки в соответствии с собственными убеждениями и не поддаваться мнению коллег или конъюнктуре;
- учитывать реальность ситуации, в которой принимается решение.
На практике эксперты имеют дело не с самой реальностью, а с
моделями реальности (гипотетическим миром). Чтобы приблизить этот мир к реальности, необходимо иметь сверхчувствительную «обратную связь». Располагающие ею системы управления включали бы информационные системы, функционирующие в реальном масштабе времени. Это позволило бы сократить существующий интервал между моментами изменения реальных событий и моментами их восприятия нами с помощью модели.
Важная роль в таких системах принадлежит ЭВМ с их высокой скоростью обработки данных и точностью. Однако только человек может определить, какая информация является наиболее существенной для принятия решения, выработать процедуры ее сбора и сформулировать правила, с помощью которых из этой информации должны быть получены ожидаемые результаты.
Качества, на основе которых основана способность эксперта давать полезную информацию в условиях неопределенности, можно разделить на:
- внутренние (индивидуальные), которые зависят от его опыта, знаний, интеллекта, способности аналитически мыслить, предвидеть будущее;
- внешние, зависящие от взаимодействия эксперта с окружающей
средой (коллективом, обществом и др.).
Все эти качества влияют на точность и надежность информации, поступающей от эксперта.
В общем случае, основные ограничения, возникающие при использовании экспертов в качестве источников информации и ведущие к возникновению погрешностей, можно свести к следующим:
1. уровень доступной информации. Когда вся информация использована и нет других ограничений в ее получении, остающаяся неопределенность может быть описана с помощью распределения вероятностей возможных исходов. Никакие дальнейшие опросы специалистов или другой анализ имеющейся информации не снизят неопределенность ниже этого уровня. Выход – получить новую информацию.
2. несовершенство информации. Разные эксперты всегда будут иметь различные знания о событии и уровне его неопределенности. В результате может быть получено разное уменьшение или увеличение уровня неопределенности.
3. двусмысленность. Неправильно заданные вопросы могут быть поняты экспертом иначе, двояко. И он будет отвечать на другой вопрос.
4. погрешность модели. Может возникать из-за недостаточной компетенции специалистов, приглашенных в эксперты. Или из-за того, что их ответы используются неверно.
5. прочие погрешности от внешних и внутренних причин, вызывающих умышленные или несознательные отклонения или ошибки.
|
|