Лекция 10.1. Содержание государственных закупок
Вопросы лекции:
o 1. Система государственных закупок: общие положения.
o 2. Законодательство о государственных закупках.
o 3. Общая структура связей при государственных закупках.
- Система государственных закупок: общие положения
o В ряде стран (в т.ч. в России и Беларуси) первоочередные потребности государства и его административно-территориальных единиц ежегодно устанавливаются в законодательном порядке и признаются государственными нуждами.
o Основой обеспечения государственных нужд выступает государственный заказ на поставку (закупку) товаров, работ и услуг.
o Государственный заказ - заявка государства на приобретение определенной продукции для покрытия конкретных нужд общества, которая представляет собой конкретный перечень товаров, работ и услуг, закупающихся конкретным органом государственной власти.
Госзаказ
o обеспечивает закупку продукции для жизнеобеспечения страны, ее безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов;
|
|
o является важнейшим инструментом государственного регулирования, позволяющим активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.
Особенность государственного заказа
o закупки в рамках госзаказа оплачиваются за счет средств, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах.
Развитие госзаказа способствовало появлению в конце XX в. совершенно новой отрасли знаний - прокьюремента.
o Прокьюремент - совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечить интересы покупателя в товарах, работах и услугах при проведении закупочной кампании.
Главная цель прокьюремента:
o наиболее эффективное удовлетворение объективных потребностей организации в товарах, работах и услугах.
Эффективное удовлетворение означает, что потребности должны удовлетворяться в максимально полном объеме и в приемлемый срок, с лучшим из возможных соотношений цены и качества.
Принципы прокьюремента:
o открытость и прозрачность;
o равенство и справедливость;
o эффективность;
o экономичность;
o подотчетность и ответственность;
o конкурентность.
Основные цели формирования систем госзакупок:
o наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах общественных средств;
o препятствие коррупции;
o поддержка отечественных товаропроизводителей или некоторых их категорий.
Процессы системы госзакупок:
o определение перечня потребностей в товарах, работах и услугах;
|
|
o порядок формирования заказов за счет общественных средств (номенклатура, объемы, примерная стоимость);
o порядок размещения заказов;
o порядок заключения контрактов и договоров;
o порядок финансирования заказа и заключенных контрактов;
o контроль осуществления госзакупок;
o исполнение обязательств по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
Субъекты системы госзакупок:
o госзаказчики, формирующие и размещающие госзаказ на поставку продукции, заключающие контракты и получающие продукцию;
o непосредственные потребители товаров, работ и услуг;
o поставщики продукции, участвующие в процедурах размещения гозакупок, заключающие контракты на поставку продукции и поставляющие ее;
o координатор, уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий планирование, координацию, контроль и методическое руководство процессом формирования и размещения госзаказа;
o специализированные организации, привлекаемые заказчиком для выполнения отдельных функций;
o другие органы государственной власти, как исполнительной, так и законодательной.
Заказчики:
o министерства,
o ведомства,
o другие органы власти.
В условиях децентрализованной системы управления при перераспределении прав, ответственности и финансов в пользу низшего звена управленческой структуры в качестве заказчиков могут выступать самые разные организации:
o органы управления;
o государственные предприятия и организации;
o казенные государственные предприятия, наделенные полномочиями госзаказчиков;
o организации, предприятия - непосредственные потребители закупаемых за счет государственных средств товаров, работ и услуг.
Поставщики:
o организации и предприятия всех форм собственности, производящие и поставляющие товары, выполняющие работы и оказывающие услуги,
o физические лица.
Участники могут быть как отечественными, так и иностранными.
Другие субъекты системы государственных заказов:
o организации, осуществляющие координацию и контроль деятельности государственных заказчиков в вопросах формирования и размещения госзаказа.
o Кроме функции контроля координатор может участвовать в формировании государственного заказа и предложений по его финансированию; совершенствовании правовой базы; формировании принципов размещения госзаказа. Координатор также осуществляет методическую поддержку и юридическую защиту участников.
Организационный центр в системе государственных заказов:
o министерства,
o ведомства,
o другие органы исполнительной власти, ответственные за контроль и координацию деятельности государственных заказчиков.
- Законодательство о государственных закупках
Государственные закупки регламентируются национальным законодательством, включающем:
o соглашения;
o кодексы: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь «Об административных нарушениях»;
o законы Республики Беларусь;
o декреты Президента Республики Беларусь;
o Указы Президента Республики Беларусь;
o Постановления Совета Министров и других министерств и ведомств Республики Беларусь.
o Основу действующего законодательства Республики Беларусь об обеспечении государственных нужд составляют нормы Гражданского кодекса (ГК) - § 4. - Поставка товаров для государственных нужд, статья 495:
o определяют понятие госнужд «как определяемые в установленном порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования»;
o регулируют вопросы, связанные с заключением и исполнением контрактных обязательств;
отражают принципы торгов по продаже имущества.
|
|
Этапы процесса госзакупки:
o формирование заказов на поставки, работы, услуги;
o размещение заказов и заключение контрактов;
o исполнение контрактных обязательств.
Каждый из этапов регулируется собственным законодательством.
o Формирование заказов на поставку продукции для республиканских государственных нужд регулируется Законом о поставках товаров для государственных нужд и Постановлением СМ РБ от 20 декабря 2008 г. № 1987.
o Для коммерческих структур формирование заказов на поставку материально-технических ресурсов, оборудования определяется действующим экономическим механизмом и отражается в бизнес-плане.
o Основные принципы и положения формирования, размещения и исполнения на контрактной основе заказов на поставку продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд закреплены в Законе «О поставках товаров для государственных нужд», принятом в 1993 г., и постановлении Кабинета Министров oт 13.06.1994 г. № 437 «О формировании и размещении заказов на поставку товаров для республиканских государственных нужд» (в редакции постановления СМ РБ от 07.12.2006 № 1632).
o В целях обеспечения рационального, эффективного и прозрачного расходования государственных средств, добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров и т.д. издан Указ Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2008 г. № 618 (в ред. УП РБ от 21.04.2009 № 215, от 22.07.2010 № 384).
o Во исполнение Указа № 618 принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок», в котором отражены и реализованы поручения Главы государства:
o - об утверждении Положения о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (утверждено постановлением СМ РБ № 1987);
o - об определении порядка размещения годовых планов государственных закупок, приглашений к участию в процедурах этих закупок и сведений о результатах таких процедур, реестра договоров о государственных закупках в сети Интернет на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и в информационно-аналитическом бюллетене «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом»;
|
|
o - об утверждении форм реестра договоров о государственных закупках и заявления о проведенной процедуре закупки;
o - об определении перечня товаров, функции организатора процедур государственных закупок по которым выполняет государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы», в случае принятия заказчиком решения о передаче этому объединению функций по проведению таких процедур;
o - об установлении требования о формировании заказчиками годовых планов государственных закупок с учетом средств, выделенных им на государственные закупки, и решении Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики (утверждено постановлением СМ РБ № 1987);
o - об определении порядка формирования комиссии и ее полномочий, а также содержания конкурентного листа и справки о процедуре закупки.
o Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2007 г. № 1894 «О некоторых вопросах закупок товаров (работ, услуг)» - регламентировало порядок закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств;
o Постановление № 1894 отменено (за исключением подпункта 7.1 пункта 7) постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок», которое вступило силу с 19 января 2009 г.;
o С 1 января 2009 г. субъекты хозяйствования проводят закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь и иному законодательству, действующему в отношении предмета закупки, включая нормативные правовые акты их вышестоящих органов и (или) решения самих субъектов хозяйствования по вопросам порядка осуществления таких закупок.
Порядок регулирования закупочного процесса за счет собственных средств для подчиненных (входящих в состав) организаций установили следующие государственные органы (государственные организации):
o Национальный банк Республики Беларусь;
o Министерство жилищно-коммунального хозяйства;
o Министерство лесного хозяйства;
o Министерство по налогам и сборам;
o Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды;
o Министерство энергетики;
o Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром»;
o Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности;
o Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции;
o Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности «Беллесбумпром»;
o Белорусский республиканский союз потребительских обществ;
o Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь;
o Минский городской исполнительный комитет.
3. Общая структура связей при государственных закупках
Особенности структуры связей по закупкам продукции для государственных нужд
Выделяют:
o одноуровневые;
o двухуровневые договорные связи.
Порядок формирования одноуровневых связей:
o В качестве заказчиков определяются организации Правительством Республики Беларусь, а в регионах - облисполкомами. Порядок выбора поставщиков основан на методологии применения комиссий.
o Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта.
o После размещения заказа государственный заказчик разрабатывает проект государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке товаров для государственных нужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.
o В случаях, когда товар закупается для других лиц, предусматривается выдача заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке, но стоимость его оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.
Порядок формирования двухуровневых связей:
o В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику.
o В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.
o В названных случаях первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком.
o Второе обязательство создают выдача заказчиком на основе контракта извещения о прикреплении покупателя к поставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком.
o В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы.
o Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой товаров, выступает гарантом по оплате их стоимости.
o Таким способом, нередко осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части, военные госпитали и другим потребителям.