Абсолютная сумма прибыли полученная предприятием является важным показателем его деятельности. Однако она не может характеризовать уровень эффективности хозяйственности. К примеру, при прочих равных условиях большую сумму прибыли будет иметь предприятие, которое входит большим капиталом, больше производит и реализует продукции.
Для того, чтобы оценить уровень эффективности работы предприятия необходимо сравнить полученную прибыль с понесенными расходами.
Расходы можно рассматривать как:
1. текущие расходы деятельности предприятия (или себестоимость продукции). Для определения текущих расходов и прибыли возможны разные варианты расчетов.
2. авансируемую стоимость (авансированный капитал) для обеспечения производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь также возможны разные варианты определения авансируемой стоимости и прибыли.
Соотношение прибыли и текущих расходов или авансируемой стоимости характеризует такое понятие как рентабельность.
В широком понимании рентабельность означает прибыльность и доходность производства и реализации всей продукции или отдельных ее видов; доходность субъекта хозяйствования (предприятия, организацц); прибыльность различных отраслей экономики.
Рентабельность непосредственно связанна с получением прибыли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли.
Рентабельность – это относительный показатель, т.е. уровень прибыльности, который изменяется в процентах.
Различные варианты определения текущих расходов, авансируемой стоимости, прибыли, которые используются для расчета рентабельности обуславливают наличие большого количества показателей рентабельности.
К примеру часто используется 4 различные оценочных показателя (прибыли):
¾ валовая прибыль (Ф. №2, стр 50);
¾ операционная прибыль (Ф №2, стр. 100);
¾ прибыль до налогообложения (Ф №2, СТР.170);
¾ чистая прибыль (Ф №2, стр. 220).
Оценка текущих расходов может осуществляться по:
1. себестоимость продукции (производственной);
2. себестоимость без материальных затрат (заново созданная стоимость);
3. стоимость продукции (объем реализации) в целях производителя.
Оценка авансированной стоимости может осуществляться по:
1. всему капиталу предприятия;
2. собственному капиталу предприятия;
3. заемному капиталу предприятия;
4. основному капиталу предприятия;
5. оборотному капиталу предприятия.
В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют 3 группы показателей рентабельности:
1. рентабельность инвестиций (капитала);
2. рентабельность продаж;
3. рентабельность производства;
Кроме того может рассчитываться рентабельность отраслей экономики.
Рентабельность инвестиций (капитала)
1. Рентабельность совокупного капитала (ROA)
Этот показатель интересен для инвесторов.
2. Рентабельность собственного капитала (ROE)
Этот показатель интересен потенциальным собственникам и акционерам. Он показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.
Рентабельность продаж.
1. Валовая рентабельность реализованной продукции (GPM):
Этот показатель показывает эффективность производственной деятельности, а также эффективность политики ценообразования.
2. Операционная рентабельность реализованной продукции (ОІМ)
Этот показатель показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной деятельности.
Если, например, на протяжении ряда периодов валовая рентабельность существенно не изменилась, а операционная рентабельность снижается, то причина такого снижения скорее всего в увеличении административных и сбытовых расходов.
3) чистая рентабельность реализованной продукции (NPM)
Этот показатель чаще всего используется в отечественной практике. ОН показывает влияние структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность.
Если на протяжении ряда периодов операционная рентабельность существенно не меняется, а операционная постоянно снижается, это может свидетельствовать или об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале, или о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей.
3.3. Рентабельность производственной деятельности
1) валовая рентабельность производства:
2) чистая рентабельность производства
Для всех показателей рентабельности желательна положительная динамика.