Уборка городских территорий

Механизированная уборка городских территорий является одной из важных и сложных задач охраны окружающей среды городов. Качество работ по уборке и санитарной очистке города зависит от рациональной организации работ и выполнения технологических режимов. Летом выполняются работы, обеспечивающие максимальную чистоту городских дорог и приземных слоев воздуха. Зимой производятся наиболее трудоемкие работы: удаление снега и скола, борьба с гололедом, предотвращение снежно-ледяных образований. Работы по механизированной уборке и удалению бытовых отходов выполняют коммунальные предприятия (спецавтохозяйства, дорожно-эксплуатационные управления и т, п.).

Для организации работ по механизированной уборке территорию города разбивают на участки, которые обслуживают механизированные колонны, обеспечивающие выполнение всех видов работ по установленной технологии. Целесообразно создавать участки для каждого административного района города. Отдел эксплуатации спецавтохозяйства должен определять объемы работ и число машин, необходимых для их выполнения; заключать договоры с организациями на обслуживание объектов;, разрабатывать технологические режимы уборки в соответствии с наличием техники и с учетом местных условий; своевременно составлять маршрутные карты и графики, организовывать проверочные обкатки маршрутов; подготавливать расчет потребности в технологических материалах; контролировать исполнение графиков, механизированными колоннами, а также осуществлять контроль технической эксплуатации машин и механизмов.

Диспетчерская служба должна обеспечивать: контроль подготовки к выпуску машин на линию; подготовку документации по выпуску машин на линию, (путевого листа и справки о работе спецмашин); организацию своевременного выпуска машин, периодическую проверку нахождения их на линии; оперативное перераспределение машин в случаях нарушения утвержденного графика или изменения по каким-либо причинам условий работы машин на линии; регистрацию машин, возвращающихся с линии в гараж; прием и обеспечение заявок на машины; подготовку ежедневного (суточного) отчета работы машин; своевременную передачу колоннам прогноза погоды и ее изменений. Диспетчеры вносят в специальный журнал по данным метеорологических центров сводки погоды (дату и время получения прогноза, температуру воздуха, влажность, ожидаемое; выпадение снега и продолжительность снегопада, возможность наступления гололеда).

Начальник колонны является ответственным за техническую готовность средств механизации, эффективное использование машин на линии, своевременное и качественное выполнение работ. Начальник колонны руководит работами и контролирует их качество через мастеров колонны, работающих посменно на каждом участке. При отсутствии начальника колонны его обязанности исполняет сменный мастер. Он организует и контролирует работу на участке, обеспечивает выполнение и соблюдение установленной технологии работ, правил техники безопасности и эффективное использование техники. Мастер должен своевременно через диспетчерскую службу запрашивать дополнительные машины из резерва и в зависимости от сложившихся условий переключать работу машин с одного объекта на другой. По окончании работы мастер оценивает объемы и качество выполненных работ и составляет соответствующие документы. Из числа водителей в каждой смене назначается бригадир, который следит за выполнением технологических операций непосредственно на линии.

Организация механизированной уборки требует проведения подготовительных мероприятий; своевременного ремонта усовершенствованных покрытий улиц, проездов, площадей (чтобы не было неровностей, выбоин, выступающих крышек колодцев подземной городской сети); периодической очистки отстойников колодцев дождевой канализации; ограждения зеленых насаждений бортовым камнем. При производстве всех работ, связанных с уборкой, следует руководствоваться «Правилами техники безопасности и производственной санитарии при уборке городских территорий».

Исполкомы местных Советов народных депутатов утверждают титульные списки улиц, площадей, проездов, нуждающихся в уборке летом и зимой, определяют проезды, снег с которых перебрасывается роторными снегоочистителями; места размещения снежных свалок, пунктов выгрузки смета, заправки водой поливомоечных машин; количество песка и химических материалов, заготовляемых для посыпки дорог зимой; число дежурных уборочных машин; число самосвалов с наращенным бортами, выделяемых автотранспортными предприятиями для вывоза снега в период сильных снегопадов. Обслуживаемый участок делят на маршруты, за каждым из которых закрепляют необходимое число машин.

Исходя из объемов работ и производительности машин деление на маршруты производят на карте-плане участка, на который предварительно наносят протяженность улиц, их категории и места заправки поливомоечных машин, расположение баз технологических материалов, стоянок машин, находящихся на дежурстве, наличие больших уклонов, кривых малых радиусов и т. д. Основываясь на характерных сведениях о снегопадах, их интенсивности и продолжительности за зиму определяют необходимее число уборочных машин и организацию их работы на участке. При подготовке к летней уборке предварительно устанавливают режимы уборки, которые в первую очередь зависят от значимости улицы, интенсивности транспортного движения и других показателей, приводимых в паспорте улицы. Улицы группируют по категориям, в каждой из которых выбирают характерную улицу; по ней устанавливают режимы уборки всех улиц этой категории и объемы работ. Исходя из объемов работ определяют необходимое число машин для выполнения технологических операций.

Для каждой машины, выполняющей работы по летней или зимней уборке, составляют маршрутную карту, т. е. графическое выражение пути следования машин, последовательность и периодичность выполнения той или иной технологической операции. В соответствии с маршрутными картами разрабатывают маршрутные графики. При изменении местных условий (изменении условий движения на участке, ремонте дорожных покрытий на одной из улиц и т. д.) маршруты корректируют. Один экземпляр маршрутов движения уборочных машин находится у диспетчера, другой у водителя. Водителей машин закрепляют за определенными маршрутами, что повышает ответственность каждого исполнителя за сроки и качество работ.

В целях улучшения организации работ по удалению обвалованного снега и зачистке, прилотковой части проездов по согласованию с органами ГАИ на зимний период решениями исполкомов устанавливают порядок, запрещающий на основных магистралях города стоянку машин по четным числам на четной стороне улицы, по нечетным - на нечетной стороне.

При летней уборке городских территорий с дорожных покрытий удаляется смет с такой периодичностью, чтобы его количество на дорогах не превышало установленной санитарной нормы. Кроме того, в задачи летней уборки входит удаление с проезжей части и лотков улиц грязи в межсезонные и дождливые периоды года; очистка отстойных колодцев дождевой канализации; уборка опавших листьев; снижение запыленности воздуха и улучшение микроклимата в жаркие дни. Основным фактором, влияющим на засорение улиц, является интенсивность движения, городского транспорта; на накопление смета и засорение улиц существенно влияет также благоустройство прилегающих улиц, тротуаров, мест выезда городского транспорта и состояние покрытий прилегающих дворовых территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: