Проблема низкого уровня культуры здоровья учащихся, недостатка знаний по вопросам здоровья

Решение этой проблемы также тесно связано со здоровьесберега­ющими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для ук­репления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, не­смотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответствен­ность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.

Для решения организационных аспектов проблемы в школе дол­жна быть создана стройная система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включаю­щая как самостоятельный предмет (уроки) по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Важно, чтобы включение этого блока информации в учебный план не создавало дополнительной перегрузки учащихся. Иначе повто­рится ситуация с валеологией, преподавателей которой обвиняли в перегрузке школьных программ новым предметом, что входило в противоречие с целями науки о сохранении здоровья. Поэтому пути решения этой задачи — создание в школе такого образовательного пространства, которое обеспечивало бы формирование культуры здо­ровья.

Подробному рассмотрению этих вопросов посвящена отдельная глава во второй части книги. Здесь же отметим лишь принципиаль­ное положение: уроки здоровья по большей части должны прохо­дить в форме активных методов обучения (тренингов, дискуссий, учебных игр, упражнений, проектирования, просмотров видеомате­риалов и т.п.), т.е. не быть похожими на рутинное «урокодательство», как раз и вызывающее переутомление и отвращение к школе.

Медико-гигиенические аспекты связаны с экспертно-консуль­тационным участием медиков в осуществлении всех указанных выше мероприятий, проводимых в школе. В частности, визу школьного врача должны получить инициативы и проекты самих школьников, прежде чем быть приняты к реализации.

Воспитательные аспекты — содержательная сущность реше­ния этой проблемы, главный ее приоритет. Они реализуются во всем: начиная от идеологии, форм и методов построения занятий по культуре здоровья (валеологии) и заканчивая поведением и отношением к своему здоровью самих учителей, их личного примера.

Кадровые аспекты, этой проблемы — лимитирующий фактор воз­можности и целесообразности введения в школах самостоятельных уроков культуры здоровья (валеологии). Только прошедший тема­тическую профессиональную переподготовку учитель может вести подобный самостоятельный курс. Учителя биологии, ОБЖ, физкуль­туры, преподаватели начальных классов должны пройти повыше­ние квалификации (76-144 часа), а все остальные педагоги — повы­сить свою квалификацию в вопросах здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий по программе в объеме минимум 36 ча­сов. Это даст определенную гарантию достойного профессионально­го уровня проводимых со школьниками занятий.

Необходимость индивидуального подхода к учащимся ставит задачу выявления школьников, проявляющих целенаправленный интерес к вопросам здоровья, самосовершенствования, а также лидеров неформальных объединений. Из их числа можно форми­ровать группы «юных учителей здоровья» (М.Л. Лазарев) и с их помощью проводить разнообразную работу с другими учащимися и их семьями.

Внешкольный уровень — это использование огромного потенци­ала семей, родителей учащихся для приобщения их детей к здорово­му образу жизни. Участие хотя бы нескольких «солидных» родите­лей в школьных мероприятиях значительно повышает значимость последних и силу воспитательного воздействия на школьников.

На общегосударственном уровне решаются задачи повышения культуры здоровья разных слоев населения, увеличения представ­ленности этой тематики в СМИ, целенаправленного формирования «моды» на здоровье. Свою «лепту» в это движение на местном уров­не должны внести и школы.

Мониторинг достигнутых результатов по решению этой пробле­мы осуществляется использованием «тестов валеологической гра­мотности» и других аналогичных им методик, а также на основе дан­ных анкетирования учащихся и педагогов (в качестве «экспертов»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: