Решение этой проблемы также тесно связано со здоровьесберегающими образовательными технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая педагогика.
Для решения организационных аспектов проблемы в школе должна быть создана стройная система непрерывного образования всех учащихся по вопросам здоровья, здорового образа жизни, включающая как самостоятельный предмет (уроки) по тематике здоровья, так и интеграцию этих вопросов в содержание других предметов. Важно, чтобы включение этого блока информации в учебный план не создавало дополнительной перегрузки учащихся. Иначе повторится ситуация с валеологией, преподавателей которой обвиняли в перегрузке школьных программ новым предметом, что входило в противоречие с целями науки о сохранении здоровья. Поэтому пути решения этой задачи — создание в школе такого образовательного пространства, которое обеспечивало бы формирование культуры здоровья.
|
|
Подробному рассмотрению этих вопросов посвящена отдельная глава во второй части книги. Здесь же отметим лишь принципиальное положение: уроки здоровья по большей части должны проходить в форме активных методов обучения (тренингов, дискуссий, учебных игр, упражнений, проектирования, просмотров видеоматериалов и т.п.), т.е. не быть похожими на рутинное «урокодательство», как раз и вызывающее переутомление и отвращение к школе.
Медико-гигиенические аспекты связаны с экспертно-консультационным участием медиков в осуществлении всех указанных выше мероприятий, проводимых в школе. В частности, визу школьного врача должны получить инициативы и проекты самих школьников, прежде чем быть приняты к реализации.
Воспитательные аспекты — содержательная сущность решения этой проблемы, главный ее приоритет. Они реализуются во всем: начиная от идеологии, форм и методов построения занятий по культуре здоровья (валеологии) и заканчивая поведением и отношением к своему здоровью самих учителей, их личного примера.
Кадровые аспекты, этой проблемы — лимитирующий фактор возможности и целесообразности введения в школах самостоятельных уроков культуры здоровья (валеологии). Только прошедший тематическую профессиональную переподготовку учитель может вести подобный самостоятельный курс. Учителя биологии, ОБЖ, физкультуры, преподаватели начальных классов должны пройти повышение квалификации (76-144 часа), а все остальные педагоги — повысить свою квалификацию в вопросах здоровья, здоровьесберегающих образовательных технологий по программе в объеме минимум 36 часов. Это даст определенную гарантию достойного профессионального уровня проводимых со школьниками занятий.
|
|
Необходимость индивидуального подхода к учащимся ставит задачу выявления школьников, проявляющих целенаправленный интерес к вопросам здоровья, самосовершенствования, а также лидеров неформальных объединений. Из их числа можно формировать группы «юных учителей здоровья» (М.Л. Лазарев) и с их помощью проводить разнообразную работу с другими учащимися и их семьями.
Внешкольный уровень — это использование огромного потенциала семей, родителей учащихся для приобщения их детей к здоровому образу жизни. Участие хотя бы нескольких «солидных» родителей в школьных мероприятиях значительно повышает значимость последних и силу воспитательного воздействия на школьников.
На общегосударственном уровне решаются задачи повышения культуры здоровья разных слоев населения, увеличения представленности этой тематики в СМИ, целенаправленного формирования «моды» на здоровье. Свою «лепту» в это движение на местном уровне должны внести и школы.
Мониторинг достигнутых результатов по решению этой проблемы осуществляется использованием «тестов валеологической грамотности» и других аналогичных им методик, а также на основе данных анкетирования учащихся и педагогов (в качестве «экспертов»).