Эпоха потребовала от литературы для детей актуального содержания и современной художественной формы. Противоречия порожденные реформой, могли быт разрешены только будущими поколениями. Поэтому маленьким читателям стали предлагать книги современного, актуального звучания. Утверждалось отношение к детству как к чувственному миру с собственными духовными и этическими началами, со своим бытовым укладом. Здоровая духовная пища для правильного развития личности ставилась во главу угла.
На этот период приходится расцвет реалистического искусства и творческая деятельность Гончарова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, А. Толстого.
Некрасовский «Современник» — печатались статьи Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Салтыкова-Щедрина. Они рассматривали детскую литературу как участок жизни, требовали от авторов четкой позиции, художественности, которая должна выражаться в предельной емкости и краткости изложения.
Он ратовали за расширение круга детского чтения, пропагандировали произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. Выступали за развитие научно-популярно литературы, особенно за те книги, в которых содержались точные научные сведения, богатый материал.
|
|
«Современник» рассматривал творчество Некрасова как образец детской литературы, печатал повести из народной жизни украинской писательницы марко Вовчок, стихи Никитина, а. Фета, Н. Огарева. Впервые в этом журнале появилась повесть Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Печатались переводы романов Диккенса. 1852 — «Д. О. Ю.» Л. Толстого.
18.. — дискуссия на страницах журнала, нужны ли детям повести Тургенева, толстого, т. к. они писал грустные произведения.
Чернышевский выступал против подкрашивания образов народа в литературе и критиковал за это Тургенева. Чернышевский выдвигал правдивость безо всяких скидок на возраст.
Добролюбов также призывал не уводить детей в мир ложных представлений и чувств. Он выдвинул принцип реального направления и с горечью отмечал, что таких книг нет в европейской литературе. Но этот принцип налагал на детскую литературу ограничения, т. к. он был несовместим с фантастикой и сказками. Добролюбов считал, что следует отдавать предпочтение просто рассказанному приключению и реальной жизни.
Сторонники «эстетического» направления видели роль детской литературы только в развитии эстетического вкуса, нравственности, ума. Эту позицию занимал журнал «Семейные вечера» и разделял Достоевский. На первый план в детском чтении он ставил книги идеологического содержания, романтической устремленности и считал, что в детстве следует повременить с литературой критического характера.
|
|
В дискуссии принял участие _________________ в книге «Наша детская литература. Опыт библиографии современной отечественной детской литературы преимущественно в воспитательном отношении» Во главу угла ставил требование _______________________________________________________________________. По его мнению, содержание детских книг должно быть нравственным, а также важны познавательность и занимательность. Противник сказок, т. к. в них фантастическая часть отделена от познавательной и нравственной. Толь ценил художественную литературу за ее содействие эстетическому воспитанию.
В этот период формируются основные жанры познавательной литературы:
— рассказ;
— очерк;
— научно-художественная статья;
— описание.
Писатель А. Пчельников в книге «Беседы с детьми», использую традиционную форму беседы с матери с дочерью, вводит читателя в широкий круг домашних знаний.
Издаются адаптированные переводы книг Дарвина, Фарадея, Брема. Напр., научно-популярные книги — «История свечи» Фарадея; «История кусочка хлеба» Моссе.
Издавались книги:
1. А. Остроборского «Среди природы», «На досуге. Этюды естествознания»;
2. С. Аксакова «Записки оружей. охотника Оренбургской губернии»;
3. Максимова «Дремучие леса», «Русские горы и кавказские»;
4. А. Разина «Путешествия по разным странам мира»;
5. по истории — С. Соловьева «Русская летопись для первоначального чтения», статьи историка Костомарова «Вечевое устройство» и «Появление русской истории».
В сокращенном виде публиковались очерки И. Гончарова «Фрегат Паллада» и Григоровича «Корабль Ретвизан».
Для младшего школьного возраста выходят книги в серии «Робинзонада:
— «Настоящий Робинзон» А. Разина;
— «1-ая сказка о моем внуке» (автор неизвестен).
В это время в литературу пришла тема детства. Было опубликовано 1-ое крупное произведение Л. Толстого «Детство». Оно, а также повесть Аксакова «Детские годы Багрова внука» ввели в литературу нового героя — ребенка. Через 40 лет эту традицию продолжит Г. Михайловский.
У Достоевского эта тема приобретает особое, щемящее звучание. Появляется эта тема в произведениях Григоровича, Левинского, Куприна.
Во 2-й половине ХХ века возрос интерес к быту, обычаям народа, и сказки вновь занимают активную позицию. Вышедшая в 1844 г. книга А. С. Черепьевой (книга сказок), до конца века переиздается 8 раз.
1870 г. — Афанасьев отбирает лучшие сказки и выпускает книгу «Русские народные сказки для детей».
Своеобразны по языку и стилю сказки А. Даля. Они насыщены пословицами, поговорками. Вышли в 2-х книгах:
1. «1-ая первинка полуграмотной внуке. Сказки. Песенки. Игры»;
2. «Первинка другая. Внуке грамотейке с неграмотною братию. Сказки. Песенки. Игры».
В последней четверти ХIX в. жанр сказки видоизменяется. Литературная сказка утрачивает прямую связь с фольклорной основой и обращается к аллегорию Таковы сказки Гаршина «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе», Гарина-Михайловского «Книжка-счастье».
Сказка Гаршина «Лягушка-путешественница» полна добра и торжества жизни. Излюбленный жанр Н. П. Вагнера — философская сказка, в которой он обращается к вопросам добра, милосердия (сборник «Сказки кота Мурлыкина»).
В пореформенное время была создана начальная народная школа. В городах открывались воскресные школы для детей и взрослых. Дети обучались не механическому, а осознанному чтению. Появление читателей из крестьянской среды поставило вопрос о новой литературе — литературе для народа. Одним из первых об этом заговорил Л. Н. Толстой (1828 —1910). В 21 год он стал заниматься с крестьянскими детьми в своем имении «Ясная поляна». В его школе обучение строилось в форме беседы, в которой давались новые знания.
Некрасов, Ушинский, Л. Толстой.
|
|
Объединение педагогической и литературной деятельности позволило Ушинскому и Л. Толстому создать блестящие произведения для детей.
Д. О. Ушинский (1824 — 1870) — педагог, основоположник русской дошкольной педагогики, детский писатель. В основе педагогической деятельности — идея народности воспитания: дети должны усваивать элементы народной культуры, овладевать языком, знакомиться с фольклором. Он рекомендовал приучать детей к чтению с самого раннего возраста. Начинать обучение, как он считал, следует с рассказов о природе, о человеке, о растениях, животных, воде, минералах и т. д. Принципом приучения детей к основам наук он провозгласил связь науки с жизнью.
1861 — «Детская мировая хрестоматия», разделы:
— из природы;
— из географии;
— из истории;
— 1-е уроки логики.
1864 — «Родное слово» для детей младшего возраста, 3 части в соответствии со ступенями взросления читателей.
Ушинский впервые познакомил детей с творчеством Тютчева, Фета, Майкова и др. Ушинский и сам сочинял сказка, оригинальные рассказы. Они просты по форме. Повествование строится так, чтобы пробудить в ребенке любопытство и удовлетворить его. Часто в них представлены хлопоты деревенской жизни («Курица и цыплята», «Чужое яичко», рассказы «История одной яблоньки», Как рубашка в поле выросла»). Рассказы «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» дают представление о сменах пор года.
Природа в рассказах Ушинского предстает как цельный и прекрасный мир. К ним близки рассказы нравственно-моральные — в них дети разговаривают с птицами, насекомыми, зверями. Ушинский старался излагать простым языком, не употреблять непонятных для детей слов и не поддельных под детский способ выражения мыслей.
Широкий охват вопросов и последовательность изложения в учебных книгах Ушинского придают им энциклопедический характер. Они признаны классическим образцом детской литературы.
В произведениях Л. Толстого для детей отразился его педагогический опыт и изучение фольклора. Он считал, что у крестьянских детей очень высокие способности.
|
|
1872 — «Азбука» Толстого в 4-х книгах. Отличалась от других книг манерой изложения, поэтому вызывала споры. Судьбу книги решило постановление министерства образования о непригодности книги для преподавания в школе. Писатель дообработал книгу, сюжетно обработав пословицы, придав им формы рассказы-миниатюры, добавил сказки, выделил «Русские книги (?) для чтения».
1875 — «Новая азбука».
Критика отмечала язык Толстого, который так сжат, прост и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений. Многие из произведений, вошедших в азбуку, издаются в хрестоматиях, сборниках для детей. Создавая для учебных книг новые произведения и перерабатывая прежние, толстой стремился к тому, чтобы сюжет был занимателен и прост. В его рассказах для детей не было ничего лишнего, он обдумывал и взвешивал буквально каждое слово. Иногда его рассказы состояли из 2-3 предложений.
Композиционная структура «азбуки» — в соответствии с возрастными особенностями детей: сначала для самых маленьких, предложения простые, без усложняющих внимание обособленных и водных предложений, без придаточных предложений. В произведениях для ребят постарше смысл углубляется, расширяется содержание, которое захватывает новые стороны жизни. Меняется лексика и стиль. Сохраняя прежнюю простоту, они побуждают детей к более сложной психической работе и отвечают эстетическим задачам. В последующих частях попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то быль.
Значительная часть материалов для чтения составляют произведения народнопоэтического творчества: пословицы, поговорки, сказки.
Басни, созданные на основе эзоповских, максимально приближены к детскому восприятию, содержат цепь художественных динамических картин, изложенных динамично и просто. Их мораль доступна детям. Басни воспитывали трудолюбие, честность, смелость, доброту («Два товарища»), высмеивались легкомыслие и глупость («Лгун»), учат жить в согласии («Отец и сыновья»); воспитывали гуманные чувства, создавая живые характеры, показывая сложную и противоречивую жизнь деревни.
Сказки в этих учебных книгах — русские и зарубежные, народные и литературные. Повествование в сказке «3 медведя» максимально приближено к реальной жизни. Зарубежные сказки максимально приближены к русской действительности, к русским сказкам. Такова сказка Ш. Пьеро «Мальчик с пальчик» — язык приближен к народно-поэтическому.
Стремясь дать детям доступные сведения о законах природы, Толстой давал практические советы о применении этих законов. Познавательные рассказы Толстой дает с целью научить ребенка обобщать, рассуждать и делать выводы.
Толстой — основоположник зообеллетристического рассказа в русской детской литературе. В них он знакомил читателя с повадками, поведением птиц и животных. Он много уделял внимание образам крестьянских детей. Они показаны в родной им среде, на фоне крестьянского быта.
Рассказы Толстого, посвященные детям метко обличают дурное и показывают доброе детской души. Он считал, что вывод в рассказе не должен быть высказан, представлен в явном виде. В большинстве рассказов о детях отсутствуют описания. Толстой стремился к краткости и стремительности действия, простоте стиля.
В 4-ю книгу для чтения Толстой поместил повесть «Кавказский пленник» — это реалистическое произведение, в котором ярко описан быт горцев, природа Кавказа. Повествование ведется от лица рассказчика. Сюжет развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных картин. Основной прием повести — противопоставление (противопоставляется образ главного героя Жилина и его товарища Костылина, контрастно показан быт горцев).
В 60-е гг. XIX в. в русской педагогике утвердился принцип наглядного воспитания и обучения ребенка. Предусматривались приобретение людьми реальных знаний в соединении с усвоением лучших образцов поэтического искусства. Сочетание реального и поэтического признавалось целесообразным и для детского дошкольного чтения. КДЧ значительно обогатился лирическими произведениями (Ф. Тютчев, А. Толстой, Майков, Фет, Никитин, Плещеев, Н. Некрасов).
Характерная примета лирики Тютчева — описание природы. Это яркие выразительные пейзажи, привлекательные картина изменчивого состояния природы («Люблю грозу в начале мая», «Зима не даром злится»).
А. Толстому присуще необычайно тонкое восприятие природы («Колокольчики мои, цветики степные»).
Многие стихи А. Фета также представляют собой непревзойденные по красоте картины природы. В стихах присутствуют и сами дети.
Майков — его стихи проникнуты жизнеутверждающим настроением. В детском чтении ……….
Несколько сборников для детей составил известный поэт и прозаик А. Плещеев. Его стихи полны любви к детям, и дети же стали их героями («Нищая», «Ожидание»). Главные персонажи окружены, как правило, близкими людьми. Очень популярны стали стихотворения «Бабушка и внучок», «Старик». Большинство этих стихов сюжетны.
Плещееву в высшей степени присуще умение отразить в своих стихах психологию детей, глазами детей видит он природу. Детской лирике Плещеева присущи также и социальные мотивы («Скучная история», «Нищая»).
Под влиянием Плещеева пришел к детской лирике и поэт Суриков — выходец из крестьянской семьи, талантливый поэт-самоучка. Впечатления деревенского детства, светлые воспоминания о родительском доме, о счастливых днях, проведенных в поле, на речке, стали темой его лирики. Эти стихи очень чисты и бесхитростны, а потому легко запоминаются детьми. Самое известное стихотворение — «Детство».
Поэтическое творчество Некрасова, предназначенное детям, ознаменовало собой новый этап в детской литературе. В его поэзию пришли крестьянские дети. Образы ребят воссозданы в большинстве поэтических произведений Некрасова, предназначенных детям. Он придавал большое значение воспитанию детей в духе коммунистических идеалов и служения народу. Мир детства в произведениях Некрасова — это идеальный мир, светлая атмосфер которого противопоставляется жизни балованных деток.
Поэма «Крестьянские дети» — воспоминания автора о своем детстве. Она представляет собой цепь сменяющихся картин, эпизодов деревенской детской жизни, которые соединены размышлениями автора. В повествование органично вписываются картины природы. Образы детей нарисованы с нежностью и восхищением. Однако, размышляя о судьбе детей из народа, поэт не скрывает горечи и тревоги.
В более раннем стихотворении «Школьник» Некрасов рассказывает о встретившемся в пути мальчике.»Стихотворения, посвященные русским детям» — 2 цикла — выходили в разные года. Эти 2 цикла были объединены в сборник, который вышел после его смерти.
«Железная дорога» — посвящается детям.
«Дед Мазай и зайцы» — одно из самых любимых детворой произведение Некрасова. Дед Мазай не только охотится в лесу, он еще, как настоящий поэт, любуется природой. Это произведение не могло не вызвать сочувствия у детей. Мысль об ответственности человека перед природой звучит и в стихотворении «пчелы».
Произведения Некрасова для детей дидактичны, наставительные, и это осознанный художественный прием, берущий начало в народной педагогике.
В КДЧ перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу (зеленый шум, Мороз — Красный нос).