Большая часть окружающего нас мира состоит из объектов, обладаю-
щих таким свойством как форма, т.е. определенными очертаниями, устройством частей и общим расположением последних. Форма может быть результатом неуправляемых природных процессов, например формирование гор, камней, кристалов и т.д., либо управляемых человеком при создании искусственного предметного мира или окружающей среды.
Проведем анализ появления формы у таких известных всем предметам – чашки и блюдца. Эти предметы, как правило, традиционно имеют симметрию вращения, потому что такой вид был найден удобным и желательным. Диаметр чашки в основании сделан меньше, потому, что в этом случае чашка удобна для установки одна в другую, а также по соображениям внешнего вида. Желобок в основании чашки позволяет стекать воде при мытье чашки в моечной машине. Ручке чашки придана такая форма, чтобы она чрезмерно не нагревалась, а при пользовании чашкой ее было удобно взять пальцами руки. Кромка блюдца поднята кверху, потому, что блюдце должно удерживать жидкость, выплеснувшуюся из чашки.
|
|
Даже этот упрощенный анализ ясно показывает, что конструкция изделия и его элементов зависит от многих различных факторов, например, от производственного процесса, функционального назначения, удобства транспортирования, внешнего вида и экономики. Еще одним важным фактором является личность конструктора (дизайнера) изделия. Несмотря на многие требования, предьявляемые к изделию в процессе производства и условиям его эксплуатации всегда остаются возможности для того, чтобы дизайнер мог выразить свои художественные идеи и суждения. Например, в 1923 г. в России конструктор Н. Суетин создал дизайн чашки, которая представляла собой половину обычной чашки и имела одну округлую, а другую плоскую стенку (рис.4.2) [4].
Рис.4.2. Получашка. Н. Суетин. Роспись (красно-черная). К. Малевича. Россия, 1923 г.
При проектировании бытовых изделий в виде ювелирных украшений особо красивые и оригинальные изделия можно получить используя природную форму камня. Например, полудрагоценный камень агата имеет формы внешнего и внутреннего строения выявляемые после его обработки, а также цвет и блеск [5].
Начиная проектирования промышленного изделия конструктор и дизайнер должны стремиться чтобы форма машины или оборудования в максимальной степени соответствовала их функциональному назначению, наприме приготавливать качнственную пищу из определенного вида сырья, обеспечивала определенные условия работы человека (удобства, безопасность и др.) экономичность ее изготовления и эстетику восприятия изделия в целом. Таким образом, в техническом изделии промышленного назначения форма возникает как результат реализации функциональных и конструктивных требований. Конструкция найдет оптимальное отображение в целостной и высоко-организованной форме лишь в том случае, если будут в полной мере учтены все функциональные требования, в том числе необходимый комплекс удобств, а связь «предмет-человек» приобретет конкретный характер. Поэтому компоновка изделия, например машины или прибора, должна проходить с участием дизайнера, который владея определенными закономерностями целостной организации объемно-пространственной структуры, правильно используя закономерности тектоники и средства композиции – масштабность, пропорции, контраст и т.д., окажет конструктору помощь в создании изделия не только с высокими технико-экономическими, но и эстетическими показателями. Под закономерностями тектоники (от греч. tektonikos- изменения под влиянием воздействия) применительно к технической конструкции это влияние: формы на работу машины; распределение усилия в конструкции; изменений в материале при работе машины и др.
|
|
Если сравнивать различные конструкции технических изделий бытового и промышленного назначения, то по форме их конструкции они могут быть объеденены в три группы:
- изделия с пространственной схемой конструкции;
- изделия с обособленным объемом;
- изделия с пространственной схемой конструкции, включающие узлы в виде обособленных объемов.
В изделиях с пространственной схемой конструкции, например вентилятор, настольная лампа, стул, велосипед, конструкция показана как «работающая» и глядя на нее можно достаточно легко представить ее конструктивную схему [6]. Изделия с обособленным объемом – это предметы, имеющие компактную форму с внешней оболочкой, заключающей в себе сложную внутреннюю структуру. К таким изделиям относятся, как ряд бытовых предметов (телевизор, компьютер, ноутбук и др.), так и многие объекты промышленного оборудования (сложное технологическое оборудование, станки, приборы и др.). По их внешней форме трудно представить, каким образом они работают. Многие машины промышленного назначения имеют пространственную схему конструкции с элементами (узлами) в виде обособленных объемов. Например, роботизированный комплекс имеет пространственную конструкцию, включающую сложный узел в виде рабочего механизма («головки»), размещенного на конце подвижной консоле робота и выполненный в виде обособленного объема.