Определяется общая структура, кинематическая, электрическая и другие схемы объектов, покупные детали, габариты узлов и изделий, ведется поиск и отработка формы. На основе установленных инженеров схем, узлов, габаритов разрабатываются различные варианты компоновки (т.е. составление целого из частей), композиционные решения.
Дизайнер изучает данные о свойствах конструкционных и отделочных материалов и технологий, о конструктивных решениях, согласует эскизный проект с конструктивными возможностями, наличием материалов, типовых и унифицированных элементов, технологией изготовления. На этапе эскизного проекта возникает большое количество решений, из которых выбирают один, в котором наиболее полно учтены:
▪ оптимальные условия зрительной работы, что обеспечивает быструю и легкую зрительную ориентацию, хороший обзор во всех направлениях, приемлемое расстояние до объекта наблюдения (например, сигнальной панели);
▪ удобства трудовой деятельности человека, рабочая поза, свободные рабочие движения тела и конечностей, нормальную физическую и психическую нагрузку на человека;
|
|
▪ удобство размещения для оператора средств отображения информации и органов управления;
▪ условия оптимального освещения и условий видимости, оптимальные акустические и микроклиматические условия защиты от вредных воздействий, излучения и вибрации, возможности поддержания чистоты и порядка;
▪ безопасность работы, средства защиты для предотвращения травматизма;
▪ эстетика художественного решения (по форме и цвету) должны вызывать положительные эстетические эмоции и приятные эстетические чувства.
Составляются пояснительная записка, в которой фиксируется принятое решение, способы отделки, основные показатели, дается краткое описание, содержащее суть предложения с техническим обоснованием и характеристиками тенденций развития формы данного изделия.
Выполняются основные этапы графической проработки изделия:
▪ композиционно-стилевой поиск варианта изделия;
▪ увязка цветового решения с функциональным и композиционным решением формы;
▪ эргономическое обоснование. Условия, обеспечивающие безопасность труда и снижение утомляемости, достигаются максимальной механизацией, удачной компоновкой узлов, рациональным размещением органов управления, легкодоступностью деталей при отладке, снижением шума, рациональным освещением, соответствием размеров изделия анатомическим особенностям человека, выполнением всех требований безопасности;
▪ разработка компоновочных схем, ортогональных и перспективных изображений.
|
|
Поиск и отработка форм ведется и с помощью моделирования и макетирования. Объемный поиск является основным методом творческого поиска дизайнера. Модель отражает объемно-пространственное решение, а макет, кроме того, цвет, фактуру материала, графические элементы. Сначала макеты делаются в небольшом масштабе, по мере проработки формы масштаб их увеличивается. Применяют масштабы 1:20, 1:10, 1:5, 1:2.
Окончательный вариант выполняется в натуральную величину или с максимальным приближением к реальным размерам.
Модели и макеты выполняются. Как правило, в условном материале: дереве, гипсе, бумаге, картоне, фанере, древесно-стружечной плите, пластилине, твердом пенопласте, органическом стекле, целлулоиде, полистироле и т.д., а также из сочетаний этих материалов. Они позволяют анализировать:
▪ пластическую проработку;
▪ использование фасонных и декоративных элементов изделия;
▪ единство стилевого решения отдельных элементов изделия;
▪ масштабность;
▪ фактуру поверхности;
▪ цветовое решение.
Выявляется насколько гармонично общее цветовое решение изделия, выразительны ли цвето-тональные соотношения отдельных элементов по отношению к целому изделию, соответствует ли цветотональное и фактурное решение общему композиционному замыслу изделия, сохраняется ли целостность восприятия формы после окраски, нет ли монотонности и однообразия или излишней пестроты в окраске изделия.
Дается схема окраски будущего изделия, указываются ГОСТы, эталоны окрасок. Варианты окраски выполняются графически. Цвета поверхностей должны удовлетворять требованиям психологии и физиологии.
▪ Графическое оформление.
На многих изделиях даются буквенно-цифровые тексты, знаки, символы и другая информация. Графическое решение (тип и стиль письма, цвет и т.д.) следует соотносить с требованиями е изделию, его местом в предметной среде. Необходимо правильное отражение значимости цветографического сообщения.
Первые графические отображения новых изделий, например в виде экомобилей, выполняются в виде эскизов с описанием преимуществ того или иного варианта и имеют следующий вид (рис.10.1) [1].
Рис. 10.1. Эскизные проработки экомобилей
В случае проектирования жилых комплексов, например мобильных, первичная художественно-графическая проработка включает эскизы. как объемных изображений, так и их разрезы (рис.10.2)
Рис. 10.2. Проект мобильного жилого комплекса для строителей.
Проектирование относительно простых механических или электротехнических устройств начинается с увязки их внутреннего содержания с внешней формой и решением эргономических задач.
От такого рода изделий в эскизах требуется больше информативности: сама форма предмета, его строение должны как бы пояснять способ действия. Трактовка внешней формы предмета и его деталей должна раскрывать функциональную сущность устройства, говорить об их содержании и назначении (рис.10.3, 10.4).
а) б)
Рис. 10.3. Проекты простых механических и электротехнических устройств; а – настенные часы; б – светильник.
Рис. 10.4. Проект краскопульта
На рис. 10.5. представлен макет краскопульта, выполненный по проекту, указанному на рис. 10.4.
Рис. 10.5. Макет краскопульта
Более сложные механические изделия, например снабженные колесами и ручками за которые их удерживает и направляет человек (оператор), например в виде сенокосилок с двигателем, должны иметь рабочие органы в удобных пределах для работающего и достаточно сложную объемно-пространственную структуру, соориентированную по отношению к центру тяжести изделия (рис.10.6).
Цвет ручных механизмов обычно отличается интенсивностью: он должен быть хорошо различим на естественном фоне газона, пашни или снега. Так как масштабность этих машин воспринимается в условиях открытого пространства, то их окраска не должна дробить объем и поэтому решается обычно сочетанием какого-либо яркого цвета с открытым металлом рабочих органов.
|
|
Самоходные машины, например в виде наземного транспорта (рис.10.7) имеют не только более высокую степень сложности, но и в них кардинально изменена система взаимодействия «человек-машина».
Рис.10.6. Проекты передвижных ручных механизмов
Рис. 10.7. Макеты средств транспорта: а – мотороллер для курьера;
б – анфибийная машина для МЧС
Для данного типа машин характерна определенная конструктивная схема: открытое или закрытое шасси или рама, к которой крепятся основные узлы и детали. Такое строение определяет тектонику машины и пластическую трактовку ее элементов.
Для таких машин характерна относительно длинная продольная сторона –
в этом один из их внешних признаков. Их динамический облик связан с асимметрией относительно поперечной оси, зрительно создающей образ всякого передвигающего механизма. Неравнозначность передней части машины и ее задней части – органический признак, исходящий из особенностей ее работы: с одной из сторон находится рабочий орган машины – захватное устройство, вилка у погрузчика, щетки у уборочной машины. Эти функциональные основы машины сообщают ей необходимую информативность и выразительность. Симметрия или уравновешенность блоков машины относительно продольной оси также не только функциональна, но и связана с ее образностью.
Несмотря на незначительную скорость передвижения, машины подобного типа должны удовлетворять ряду эксплуатационных требований, как и к средствам транспорта (габаритные параметры, освещение, обзор, сигнальные огни).
Специфическую задачу представляет для этой группы машин достижение их масштабности. Небольшие размеры самого объекта проектирования сочетаются здесь с наличием нескольких разнохарактерных составных частей (кабины водителя, рабочего органа, двигателя и передаточного механизма). Поэтому создание образа небольшой машины связано здесь со специфическими трудностями.
|
|
В проектировании средств транспорта специфической особенностью в решении художественно-технической задачи является выявление связи наружных и внутренних форм, а также особенностей их масштаба и формообразования.
Существуют три, совершенно отличные один от другого вида транспорта: наземный, водный, воздушный. При этом каждый из них подразделяется на отдельные виды, существенно отличающиеся друг от друга. На рис. 10.8 представлены отдельные виды современных форм указанного вида транспорта.
Общее и важное (хотя и в разной степени) требование к проекту средства транспорта – создание формы, отвечающей требованиям аэродинамики. Это в первую очередь относится к самолетам и в меньшей степени к вагонам трамвая и другим нескоростным объектам.
Проектирование судов иногда требует от дизайнера кардинальной перекомпоновки палубной надстройки, т.е. развернутого объемно-пространственного решения.
Несколько уже компоновочные задачи при работе над разного вида вагонами и автобусами. Здесь проектируется салон, размещаются оконные и дверные проемы; во внешнюю же форму вносятся изменения главным образом пластического порядка.
При работе над самолетом речь идет в основном о компоновке салона, а иногда кабины пилота (в заданных габаритах, без кардинальных изменений формы, строго подчиняющейся требованиям инженерии).
а)
б)
в)
Рис. 10.8. Макеты транспортных средств: а - скоростной поезд;
б - пассажирский катер; в – грузовой вертолет [1].