Пространство и время

Пространство и время, выступают как формы бытия бесконечной в своем многообразии реальности.

В философии сложилось два направления в понимании пространства и времени: субстанциональное и реляционное.

В субстанциональном направлении пространство и время рассматривались как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности (Аристотель, Ньютон).

Второе направление, реляционное, связывается с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами существующего мира (Лейбниц).

Современные философские представления о пространстве и времени неразрывно связаны с последними достижениями в области физики, биологии, астрономии, других естественных и точных наук и подтверждают обоснованность реляционных взглядов на их природу. Так, в соответствии с теорией относительности Эйнштейна пространство и время существуют не сами по себе, как не существуют и в отдельности друг от друга, а находятся в такой неразрывной связи с материей, что не обладают никакой самостоятельностью и выступают как атрибуты единого и многообразного целого. Образуя единый пространственно-временной континуум, они также зависят от скорости движения материальных тел, когда при увеличении относительной скорости движения тела его пространственные характеристики сокращаются, а время в отношении его замедляет свое течение.

По существу пространство характеризуется протяженностью, однородностью, многомерностью, а время – длительностью, необратимостью и изотропностью (равноправность всех возможных направлений).

5. Основные формы бытия:

Бытие имеет свою иерархию, в которой можно выделить реальность различного вида, например физическую, химическую и биологическую. Другая разновидность бытия - это бытие духовное. Духовное - такая же реальность, как и остальное бытие, более сложный уровень его проявления. Оно затрагивает весь внутренний мир человека, его сознательное и бессознательное содержание. Реальность бытия духовного проявляется и в том, что человек, взаимодействуя с другими людьми, исходит из реальности духовных процессов в вещном бытие человека. Всё сказанное позволяет назвать бытие духовного более точно - бытие индивидуального духовного.

Можно выделить также бытие общественного духовного. Оно представлено в формах отношений между людьми, которые осознаются как межиндивидуально существующая реальность. Их ещё называют формами общественного сознания: таковы мораль, искусство, религия, политика. Они подчинены внутренним закономерностям. В которых проявляется их объективный характер.

6. Сознание: происхождение и структура.

Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность отражения действительности в мышлении.

Происхождение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практически-преобразовательной деятельности людей, с необходимостью закрепления, фиксации навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения. Эти навыки, способы, нормы специфической человеческой деятельности имеют специфическую природу; возникают, осуществляются и воспроизводятся в совместной коллективной деятельности; поэтому закрепляющие их формы отражения всегда носят социальный характер. Таким образом, в более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения, свойственна общественно развитому человеку. Без сознания оказывается невозможной совместна деятельность людей в одном поколении, а также передача опыта культуры от одного поколения к другому. Сознание, таким образом, выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некоторые схемы воспроизводства накопленного человечеством опыта.

Возникновение и развитие сознания неразрывно связано с развитием языка как материального воплощения норм сознания.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Общественное сознание - отражение общественного бытия; формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика и т. д.

Ключевые понятия и слова: онтология, бытие, монизм, дуализм, плюрализм, движение, развитие, прогресс, регресс.

План – конспект лекции 5. «Познание как предмет философского анализа».

Основные вопросы лекции:

1. Познание как предмет философии.

2. Принципы и структура познания.

3. Истина. Заблуждения в познании.

4. Виды и уровни познания.

5. Интуиция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: