Действующим гражданским процессуальным законодательством регламентирован порядок рассмотрения дел в суде надзорной инстанции (ст. 445 ГПК).
При рассмотрении протеста в порядке надзора применяются правила ГПК, установленные для рассмотрения дел в суде первой инстанции с изъятиями и дополнениями, предусмотренными главой 33 ГПК, а также с учетом сущности надзорного производства в гражданском процессе.
Суд, в который поступил протест в порядке надзора, обязан направить сторонам и другим юридически заинтересованным в исходе дела лицам копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях участвующие в деле лица извещаются о времени и месте рассмотрения дела в суде надзорной инстанции.
Время рассмотрения дела назначается с таким расчетом, чтобы участники процесса имели возможность явиться в суд надзорной инстанции и представить свои письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.
Законом установлены сроки рассмотрения гражданских дел в суде надзорной инстанции. Согласно ч. 8 ст. 445 ГПК, дело по протесту в порядке надзора на вступившее в законную силу судебное постановление рассматривается судом надзорной инстанции не позднее двадцати дней, а в Верховном Суде Республики Беларусь - не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом.
Судебное заседание, в котором рассматривается дело в порядке надзора, можно разделить натри части:
подготовительная часть;
рассмотрение протеста в порядке надзора;
вынесение и оглашение определения или постановления по делу.
В подготовительной части судебного заседания председательствующий объявляет состав суда; сообщает, кто участвует в деле в качестве прокурора; указывает, какое дело будет рассматриваться и кем принесен протест по делу. Председательствующий разъясняет участникам процесса их право заявлять отводы и выясняет, нет ли у них отводов, а также разъясняет их процессуальные права и обязанности.
Неявка в судебное заседание юридически заинтересованных в исходе дела лиц, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.
Вторая часть судебного заседания (рассмотрение протеста) начинается докладом по делу.
В Президиуме Верховного Суда Республики Беларусь, президиумах областного, Минского городского судов дело докладывается председателем или по его поручению заместителем председателя, судьей.
В Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии) Верховного Суда Республики Беларусь дело докладывается одним из членов суда, участвующим в его рассмотрении.
После доклада юридически заинтересованные в исходе дела лица дают объяснения.
В рассмотрении дела вправе принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест в порядке надзора или высказывает мнение по делу, рассматриваемому по протесту должностного лица суда.
После этого суд надзорной инстанции приступает к вынесению определения или постановления по делу (третья часть судебного заседания).
При рассмотрении дела в порядке надзора суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам проверяет законность и обоснованность судебного постановления как в опротестованной, так и в неопротестованной части, а равно в отношении лиц, не указанных в протесте.
Суд не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме.
Президиумы Верховного Суда Республики Беларусь, областного, Минского городского судов по результатам рассмотрения протеста в порядке надзора выносят постановления.
Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь, Белорусский военный суд выносят определения.
К постановлениям и определениям, выносимым в порядке надзора, предъявляются те же требования, что и к кассационным определениям. В частности, в них должны содержаться следующие сведения: время и место рассмотрения дела;
наименование и состав суда, вынесшего постановление или определение;
краткое изложение обстоятельств дела и содержание решения суда первой инстанции и всех последующих судебных актов по делу;
содержание протеста в порядке надзора и представленных в суд дополнительных материалов;
объяснения юридически заинтересованных в исходе Дела лиц и мнение прокурора;
мотивы (обоснование) принятого постановления или определения; закон, которым руководствовался суд надзорной инстанции. Никто из судей не вправе воздержаться от участия в голосовании. Судья, не согласный с решением большинства судей, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.
Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, президиумов областного, Минского городского судов принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение протеста и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным.
Постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Президиумов областного, Минского городского судов подписываются председательствующим в заседании указанных судебных инстанций, определения Судебной коллегии по гражданским делам (Военной коллегии), Верховного Суда Республики Беларусь – тремя членами суда, участвовавшими в рассмотрении дела в порядке надзора.