1. Возникновение и развитие христианской церкви в Европе
2. Реформация и контрреформация
(1) Возникновение и развитие христианской церкви в Европе
Христианство – самая распространенная религия ≈ 1 млрд. 800 млн. чел.
Католики ≈ 1 млрд. + Протестанты ≈ 500 млн. + Православные ≈ 300 млн.
Библия – самая популярная книга в мире: переведена на ≈ 2100 языков, издано ≈ 4 млрд. экземпляров
Библия – греч. «книга». Время составления ≈ XV в. до н.э. – II в. н.э.
Ветхий Завет – священные книги иудеев
Новый Завет – тексты, составленные первыми последователями Иисуса Христа
· Евангелие – греч. «благая весть»
Родина христианства – Палестина (римская провинция Иудея) - I в. н.э.
Христианство – на основе иудаизма – вера иудеев (евреев) в единого Бога (Яхве)
Иисус Христос – 1. Иисус – еврейское имя «Иешуа» - «Яхве спаситель» 2. Христос – греч. «Спаситель»
Факторы массового распространения христианства:
- моральный – равенство всех перед Богом
- материальный – христианская община оказывала материальную помощь нуждающимся
|
|
· Епископ – греч. «надзиратель» - первоначально одна из функций – контроль за состоянием общинной кассы
Начало Ш в. – христиане ≈ 15 % населения Римской империи
С Ш в. среди христиан – иерархия:
1. Миряне – простые верующие
2. Клир (ики) – духовенство (священнослужители)
С IV в. – монашество (впервые – Египет – основатели: Св. Антоний, Св. Пахомий)
313 г. – Миланский эдикт (император Константин I Великий): христианство – гос. религия Римской империи
Политические причины признания христианства: 1. не призывает к сопротивлению властям; 2. единая вера – фактор объединения населения → легче управлять
325 г. – Первый Вселенский Собор христианских церквей – собрание высших священнослужителей в г. Никея (Никейский Собор) (всего – 7)
→ принят «Символ веры» - основы христианского вероучения + правила организации церкви
381 г. – христианство – единственная гос. религия Римской империи (император Феодосий)
Разделение Римской империи на Западную и Восточную (395 г.) → различия между западным и восточным христианством
1054 г. – Великий Раскол (Схизма): официальное разделение христианской церкви на 2 направления: западное (католицизм – букв. «всеобщая вера») – восточное (православие – букв. «правильная вера»)
Одно из отличий католицизма – единая централизованная церковная организация
С IV – V вв. – представление о верховной власти Папы Римского (якобы именно римскому епископу апостол Петр передал высшую власть над христианами + ключи от рая – хранятся в Риме)
756 г. – создано государство Папы Римского – Патримоний Св. Петра (Папская область) в Центральной Италии. Столица – Рим
|
|
Теократическое государство (теократия – греч. «власть Бога») – абсолютная монархия во главе с Папой Римским
· С 1929 г. – Ватикан – город – государство в западной части Рима. Площадь 44 га. Население ≈ 2 тыс. чел.
С ХШ в. – избрание Папы Римского на особом закрытом собрании – конклав (букв. «под ключом») кардиналов (букв. «главный») – на 16 (19)-й день после смерти Папы Римского 120 кардиналов собираются в Сикстинской капелле → Входные двери замуровываются (открываются только при избрании нового Папы) + еда – через спец. окошко. Для избрания – 2/3 голосов + 1 голос → бюллетени сжигают в камине → струйка белого дыма → знак избрания нового Папы (черный дым – мнения разошлись → обсуждение продолжается)
Иногда – несколько Пап одновременно
· Пример: Великая Схизма 1378 – 1417 гг.
1378 г. – кардиналы – французы → Папа – француз + кардиналы – итальянцы → Папа – итальянец – одновременно
1409 г. – всеевропейский собор в г. Пиза → Папы – конкуренты низложены → новый Папа Римский
Низложенные Папы решения собора не признали → 3 Папы: Папа + Антипапа + Контрпапа → Констанцский собор 1414 – 1418 гг. (18 тыс. священников + 150 тыс. приглашенных): все три Папы – соперника низложены → общепризнанный Папа Мартин V
Всего Римских Пап – 262
· Самый молодой Папа Римский – на момент избрания – 12 (15) лет (Бенедикт IX, 1032 – 1044)
· Среди Пап – одна женщина – т.н. «папесса Иоанна» (Иоанн VIII, 855 – 858). Узнали, что женщина – во время религиозной церемонии «стала мамой» - убили. В миру – англичанка Джоан (род. 818 г.). В 12 лет влюбилась в монаха → совместный побег → расстались → переоделась в мужскую одежду, поступила в монастырь (мужской) → успешная карьера → в 858 г. избрана Папой Римским под именем Иоанн VIII → влюбилась в слугу → во время крестного хода родила → толпа растерзала на месте
Союз между высшей светской и духовной властью + периодически конфликты
К XII в. – основные положения христианского вероучения
Напр. – 7 таинств церкви для спасения души верующего: крещение, причащение, миропомазание, покаяние (исповедь), брак, священство, соборование
С 1215 г. – верующие обязаны ежегодно исповедоваться и каяться в грехах → при неисполнении – грехи возрастают
7 смертных грехов: гордыня, гнев, зависть, скупость, вожделение, чревоугодие, лень
· На каждого верующего на том свете – специальное дело: фиксируются все поступки → Что перевесит: добрые дела → в Рай, грехи → в Ад
К XII в. – стандартное представление об аде
· Рассказ «очевидца»: «Бесы хлопотали и бегали там с места на место. Одни приводили души умерших, другие принимали их, третьи подвергали их пыткам». Появилась душа рассказчика → «Мы сейчас очень заняты, отправьте его пока обратно»
Представление о «Чистилище» (только в католицизме) – место временного пребывания души между Адом и Раем (ближе к Раю) → душа имеет шанс очиститься от некоторых грехов – через молитвы близких, друзей умершего + монахов (особенно)
Первый монастырь в Европе – 529 г., Италия
3 обета монахов: бедность + послушание + безбрачие (с 1075 г.)
Перед поступлением в монашество – человек живет в монастыре как послушник – испытательный срок (от 1 до 10 лет) → пострижение в монахи (в Др. Риме стригли рабов → монах – раб Божий) = новое рождение → новое имя. Выход из монашеского состояния запрещен
Для монахов – масса ограничений в повседневной жизни. Напр.: отказ от мяса, вина → выход: строили при монастыре спец. помещение → не освящали → можно, не оскверняя стен монастыря, питаться без ограничений. Пребывание монаха за пределами монастыря – только по делам церкви. Фактически – запрет покидать монастырь = наказание за проступок монаха (за драку, пьянство)
|
|
+ Монастыри – центры поклонения мощам святых, мучеников (благочестивая жизнь + подвиги во имя Божье → достойны вечной памяти)
· В Русской Православной Церкви ≈ 450 святых, в католицизме – несколько тысяч
· Напр., жители г. Кельн (Германия) верили в ≈ 27 тысяч святых.
С XI – XII вв. – «специализация» святых. Напр., при головной боли – молитвы Св. Катерине (была обезглавлена). Св. Гертруда – функции: 1. сопровождать душу умершего сразу после смерти; 2. при жизни верующего – избавляет дом от мышей
→ Рост влияния церкви + рост недовольства церковью
→ Ересь (греч. «особое вероучение», «свободный выбор») – отклонение от норм господствующей религии, противоречащее официальным церковным установлениям
· Пример: катары (греч. «чистые») – Южная Франция, XII – XIII вв.
Идея: мир – изобретение Дьявола (т.к. Бог не мог сотворить такой испорченный мир) → жить в этом грешном мире нельзя + церковь – от Дьявола → единственный шанс спасти свою душу – смерть естественным путем (напр., отказ от приема пищи)
→ Борьба церкви с еретиками + «охота на ведьм» (ведьмы – т.к. женщины грешны со времен Адама и Евы)
· Символическое изображение ведьмы – «женщина на метле» - с XV в.
Метла – символ власти над злыми силами. Напр., в Др. Риме акушерки символически подметали порог дома, где принимали роды → изгнание из дома злых духов
В настоящее время: в некоторых областях Великобритании, у цыган традиция – новобрачные после свадьбы, перед тем как войти в дом, перепрыгивают через метлу → все плохое остается позади
Ночь с 30 апреля на 1 мая – Вальпургиева ночь (день поминовения Св. Вальпургии): время «слета» всех ведьм на «международный» шабаш – на горе Броккен в Германии → праздник 1 мая – праздник весны
Напр., в Англии последний суд над ведьмой – 1712 г. Обвинение по 3 пунктам:
- под подушкой баночка с неизвестным веществом → наверняка из трупов
- пирожки с «непонятной» начинкой
- беседы с дьяволом в виде черного кота
Приговор: виновна → оправдали (исключение из правил)
|
|
Методы борьбы с «врагами церкви»:
- система церковных наказаний
Напр., отлучение от церкви → человек вне закона (→ можно безнаказанно ограбить, убить). Если отлучили короля (императора) – подданные имеют право / обязанность не подчиняться его власти
- инквизиция
- орден иезуитов
Инквизиция (лат. «расследование») ≈ тайная полиция
С 1229 г. – как Святая инквизиция
С 1908 г. – «Священная канцелярия»
С 1965 г. – «Конгрегация по доктрине веры»
Официальная цель инквизиции – повсеместное установление единой святой католической веры → поиск + уничтожение «врагов церкви»
Инквизитор (букв. «следователь») – следственные мероприятия + право
выносить приговор (окончательный, обжалованию не подлежит)
1252 г. – папа Иннокентий IV разрешил пытки «без пролития крови» + казнь «без пролития крови» (→ сожжение на костре)
Теоретическая основа инквизиции – книга «Молот ведьм» (1486 г.). Авторы: декан богословского факультета Кельнского университета Яков Шпренгер + настоятель монастыря Генрих Крамер (псевдоним – Инститорис)
С 1231 г. ведение дел инквизиции передано монахам – доминиканцам
· Орден доминиканцев («черные братья») – основатель испанский священник Доминик де Гусман (1216 г.). Цель – борьба с врагами церкви. Эмблема – собака с факелом в зубах – «псы Господа» («Domini canes»)
Особенности инквизиции:
- применение пыток – обязательно
- в расчет не принимались никакие смягчающие вину обстоятельства
- кроме осужденного, несли наказание его родственники и дети (лишение имущества, гражданских прав)
- «спасение» для детей – показания против родителей
- за помощь обвиняемому – обвинение в соучастии + отлучение от церкви
За добровольный донос верующего на кого-л. – награда: часть имущества жертвы + прощение грехов на 3 года вперед (индульгенция)
Индульгенция (лат. «милость») – свидетельство об отпущении грехов (как уже совершенных, так и будущих) за определенную плату – церковь предоставляла всем желающим в период с XII по XVI вв.
Обвиняемый обязан оплатить:
- собственное содержание: конфискация имущества в пользу церкви + одежду отнимали, питание – в основном соленая пища (селедка)
- судебные издержки
- плата за каждую проведенную пытку + плата за казнь
- оплата банкета для инквизиторов + палача после осуществления казни
Правило – обвиняемого нельзя казнить без чистосердечного признания вины независимо от наличия улик. Добровольное признание не учитывалось – только показания под пыткой, т.к. они «искренние, честные, из глубины сердца»
· Молчание обвиняемого под пыткой – знак неуважения к суду → спец. пытка: на лежащего на полу человека клали деревянную платформу + сверху груз → постепенно вес увеличивали
Проведение следственных мероприятий при участии: инквизитор + нотариус + прокурор + палач (оплата сдельная – за счет жертвы) + врач (чтобы обвиняемый не умер «преждевременно»)
Перед первой пыткой – «экскурсия» для обвиняемого: палач объяснял, как действуют орудия пыток + демонстрировал на обвиняемом «легкую» (для пробы) пытку (на дыбе)
Проведение пытки – «угощение пыточкой». 2 вида допросов:
- «допрос по-отечески» («легкое» физическое воздействие)
- «допрос с пристрастием»
Перед пыткой обвиняемые должны были молиться об успехе пытки + священник освящал орудия пыток
Виды пыток:
- неподвижно сидеть и не спать – сутками
- бегать без остановки – сутками
- вода (по капле) на голову → через 3-4 дня человек сходил с ума
- погружение в ледяную воду / кипяток
Пример: обвинение женщины в колдовстве → следственный эксперимент: связывали, бросали в воду → 1) не утонула → виновна (вода + огонь – божественная стихия – не принимает преступника); 2) утонула → была невиновна → в качестве мученицы сразу в рай
· «Если невиновный несправедливо осужден, он не должен жаловаться на решение церкви… Он обязан принять приговор со смирением и возрадоваться тому, что ему выпала возможность умереть за правду»
Приговор, как правило – сожжение на костре (очищение огнем) – аутодафе (исп. «акт веры»)
· Первое аутодафе – 1022 г. Последнее: в Англии – 1712 г., Франция – 1745 г., Германия – 1775 г., Испания – 1826 г.
· Последнее в истории аутодафе – 1877 г., Мексика
Аутодафе – как показательное, праздничное мероприятие = шоу (казнили несколько десятков осужденных одновременно). Присутствие на аутодафе обязательно для всех верующих, в т.ч. женщин + детей (в воспитательных целях). За присутствие – бесплатно индульгенция. Наиболее уважаемым жителям данной местности – почетное право подложить в костер дрова
· Выражение «Святая простота» - во время казни чешского проповедника Яна Гуса (1415 г.) одна старушка усиленно подкладывала дрова, чтобы огонь быстрее очистил душу грешника → фраза Яна Гуса: «Святая простота!»
Сжигали живых + мертвых (вина перед церковью обнаружена уже после смерти → выкапывали труп)
Масштабы деятельности инквизиции: XI – XVIII вв. ≈ 800 тыс. чел.
Напр., испанский инквизитор Томас Торквемада – за 1480 – 1498 гг. при его личном участии сожжено 10 220 чел. + осуждено ≈ 98 тыс. чел.
+ Против «врагов церкви» - карательные походы. Принцип: «Убивайте всех без разбора – Господь узнает своих» → уничтожалось население деревни, города. Имущество жертв – церкви + участникам похода
Аналогичный принцип – крестовые походы ( конец XI – XIV вв.) – военно – колонизационные походы европейцев в форме религиозных войн
1096 – 1270 гг. – наиболее активный период: 8 крестовых походов → спад
Официальная цель крестовых походов – борьба с мусульманами за освобождение «Гроба Господня» (место, где похоронен Иисус) и Святой Земли (Иерусалим)
Фактически цель крестовых походов – 1. укрепление влияния церкви; 2. захват новых территорий; 3. привлечение к деятельности церкви значительной части населения Европы
Первый крестовый поход – 1096 – 1099 гг.
Ноябрь 1095 г., французский г. Клермон – Папа Урбан II призвал верующих совместными усилиями вернуть церкви захваченный арабами Иерусалим. Награда для участников похода – прощение всех грехов + долгов (за счет церкви) + деньги на содержание семьи. Знак участника похода (пилигрима) – нашитый на одежду крест
→ 100 тыс. участников → Дошли до Иерусалима ≈ 20 тыс. → 1099 г. – захват Иерусалима, уничтожено ≈ 70 тыс. местных жителей
→ государства крестоносцев (побережье Сирии, Палестины)
1187 г. – арабы вернули Иерусалим → новый крестовый поход
1204 г. – Четвертый крестовый поход → захват Константинополя (вместо Иерусалима)
1212 г. – Детский крестовый поход. Идея: дети – безгрешны (в отличие от взрослых) → с Божьей помощью вернут Иерусалим. 2 центра: Германия + Франция
- Германия: 10-летний мальчик Николас + 30 тыс. детей. Дошли до г. Генуя (Италия) → обещание Николаса «пройти по морю, как по суше» → дети утонули (Николас остался на берегу)
- Франция: 12-летний пастушок Стефан + 30 тыс. чел. План: доплыть до Сирии → пешком в Иерусалим → судовладельцы обещали бесплатно доставить до места назначения → 2 корабля утонули + остальные пришли в Египет → дети проданы в рабство (в качестве оплаты за проезд)
Итог крестовых походов: развитие культурных контактов («+» и «-»). Напр., для европейцев «+»: узнали от арабов правила гигиены (традиция мыть руки перед едой и др.), шахматы, зеркала, лимоны, абрикосы…
(2) Реформация и контрреформация
Общий кризис католической церкви → Реформация (лат. «преобразование, исправление») → движение за реформу церкви с участием широких слоев населения (XVI в.)
Начало Реформации – 1517 г., Германия, «95 тезисов» Мартина Лютера
Мартин Лютер (род. 1483 г.) – сын разбогатевшего рабочего. Закончил университет в г. Эрфурт → стал монахом. Легенда: в 1505 г. Лютер вместе с друзьями попал в сильную грозу → друг Лютера погиб от удара молнии → Лютер испугался → дал обет Богу стать монахом → доктор богословия, профессор университета в г. Виттенберг
· Мартин Лютер – впервые ввел традицию украшать на Рождество (→ Новый год) елочку
31 октября 1517 г. – М. Лютер вывесил на дверях университетской церкви свое обращение к верующим («95 тезисов»): осуждение продажи церковью индульгенций + идеи по преобразованию церкви → Реформация
Основные требования Реформации:
1) «Дешевая» церковь
Сокращение числа церковных обрядов (из 7 оставить 2 – крещение + причастие) + снижение стоимости «услуг церкви»
Конфискация (секуляризация) церковного имущества
Отмена индульгенций
2) Национальная церковь
Подчинение церкви национальным органам власти (не Папе Римскому)
Библия + богослужение на национальных языках
3) «Демократическая» церковь
Доступность Библии + богослужения для каждого верующего
Выборность священнослужителей
Главный принцип Реформации – учение о непосредственной связи человека с Богом
→ Идея о достижении спасения души исключительно на основе внутренней веры человека (т.н. тезис об оправдании верой) → помощь церкви + церковные обряды не нужны
→ Популярность идей Реформации среди разных слоев населения (в т.ч. духовенства). Сторонники Реформации – т.н. протестанты (от «протест»)
→ Борьба католической церкви с протестантами
Контрреформация – борьба церкви против Реформации. Среди средств борьбы, в т.ч. инквизиция + орден иезуитов (Общество Иисуса)
Основатель ордена иезуитов – Игнатий Лойола (1491-1556)
· Игнатий Лойола – испанский дворянин, 13-й сын в семье → профессиональный военный. В 30 лет ранение в ногу → кость срослась неправильно → конец карьере → приказал сломать повторно → во время лечения решил посвятить себя служению Богу → Идея создания нового монашеского ордена. Цель – распространение + укрепление католической веры → борьба с «врагами церкви»
1534 г. – Игнатий Лойола + 6 единомышленников организовали в Париже Общество Иисуса → иезуиты (от лат. «Иезус» - Иисус)
1540 г. – Папа Павел Ш официально утвердил устав Общества Иисуса
Централизованная организация военного образца + строгая иерархия. Во главе ордена – генерал + по мере распространения ордена деление мира на сферы влияния – провинции – во главе провинциалы. Влияние ордена за пределами Европы – Китай, Япония, Эфиопия, Лат. Америка (в XVII в. – в Парагвае самостоятельное государство иезуитов). В России – монастырь под Киевом + иезуиты среди царского окружения
Основа деятельности ордена – дисциплина + безоговорочное подчинение («Будь послушен, как труп» + «если нечто выглядит белым, а церковь назвала это черным, то надо считать это черным») + система шпионажа (в т.ч. внутри ордена) + принцип «цель оправдывает средства»
· «Входите в мир кроткими овцами, действуйте там как свирепые волки, а когда вас будут гнать как собак, умейте подползать как змеи»
→ стремление ничем не выделяться среди окружающих
Иезуиты – из разных соц. слоев. До 33 лет – обучение (всестороннее образование) → университеты, колледжи
· На 2010 г. – в мире ≈ 25 тыс. иезуитов, в их ведении ≈ 500 школ и университетов (признаны одними из лучших по качеству образования)
Противостояние Реформация – Контрреформация → католицизм + протестантизм
→ Германия: католическая церковь + лютеранская (немецкие протестанты)
Лютеранство: сохранение епископата + подчинение церкви гос. власти + упрощенная обрядность (2 таинства – крещение + причащение, отвергнуто почитание икон, святых)
На 2010 г. лютеране ≈ 50 – 70 млн. чел. в 58 странах (Германия, Норвегия, Дания, Швеция…)
Швейцария: последователь Лютера Жан Кальвин → кальвинистская церковь
Основа кальвинизма – учение о предопределении («ни один волос не упадет с головы человека без Божьей воли») → жизнь человека – реализация идеи Бога → необходимо как можно лучше выполнять свои обязанности (перед Богом, в семье, на работе)
→ В кальвинистских государствах в XVI – XVII вв. более быстрое развитие экономики (напр., швейцарские банки – лучшие в мире до сих пор)
На 2010 г. кальвинизм ≈ 50 млн. чел. (Швейцария, Нидерланды, Шотландия, США…)
Франция: католицизм + протестантизм – на основе кальвинизма
1560 – 1598 гг. – гугенотские войны (религиозные войны – в XVI в. протестанты во Франции – гугеноты – от «сообщник, сотоварищ»)
24 августа 1572 г. – Варфоломеевская ночь (24 августа – день Св. Варфоломея) → уничтожено ≈ 2 тыс. гугенотов в Париже + 30 тыс. по стране
Англия: англиканская церковь
Повод: развод короля Генриха VIII (всего 6 жен). Первая жена – испанская принцесса Екатерина Арагонская. Нет наследника мужского пола → развод без разрешения церкви → отлучение от церкви → с 1534 г. с согласия парламента король – глава церкви → реформа церкви
→ Англиканская церковь – между протестантизмом и католицизмом (общее – церковная иерархия + богослужебная практика)
Глава англиканской церкви – король (королева) → с ХХ в. – парламент
Основа учения англиканской церкви – протестантизм: отрицание культа святых, икон, монашества, безбрачия духовенства.
На 2010 г. англиканство ≈ 70 млн. чел.