Интернет-ресурсы
Электронный адрес | Темы семинаров, для подготовки к которым можно использовать данный электронный ресурс | |
1. | https://sociolex.narod.ru/ | №№: 1,2,4,5,6,7,8, |
2. | https://socialworkstud.ru/konspekt-lekczij-po-ocziologii.html | №№: 1,2,3,4,5,6,9 |
3. | https://sociology2015.ru/index/0-101 | №№: 1,2,5,8 |
4. | https://www.coolreferat.com/ | №№:1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
5. | https://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=Лекции по социологии&url=http | №№:1,2,4,5,7,8,, |
6. | https://christsocio.info/content/blogcategory | №№:1,2,3,4,5,7,8,9, |
7. | https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=4469 | №№:1,3,4, |
Эта проблема видна по попыткам раксола между социологией образования и образовательной социологии, описанной на примере США в лекции 2. Причина множества течений лежит в возможности различных парадигм развития теории. Среди причин также зависимость отрасли от других дисциплин на ранней стадии развития социологии образования.
Среди оснований различий между отдельными направлениями – нацеленность на проблемы макроуровня социологии, или напротив, микроуровня процессов и проблем образования. Так, по этому основанию в зарубежной литературе обычно всю массу течений объединяют в две группы – структурные теории (занимающиеся преимущественно анализом социальных проблем образования на макроуровне) и теорий взаимодействия (сосредоточенные на микроуровне изучаемых процессов и проблем).
|
|
Другим основанием, проявляющимся и в понятийном аппарате, и в обобщающих теоретических схемах, было, по мнению А.М. Осипова [с.30] глубинное размежевание функционализма и теории конфликта. Оно сопровождается масштабными социально-идеологическими и политическими разногласиями исследователей (хотя наука должна быть вне политики и иделогии – А.С.). Подходы различаются, но иногда некоторые из них концептуально взаимосвязаны (не исключен и синтез достижений – А.С.) и слуат отправной базой теоретического ращзвития или объектом взаимной критики.
Бесконечное разнообразие социологических исследований образования приводило к определённым поизитвным результатам в области теории и социальной практики. К таким позитивны результатам относятся следующие теоретические и практически достижения:
1) перенос теоретических акцентов с категорий «обучение» и «умение» на концепцию «развития личности» (в компетенциях этого не произошло? может быть изменения ролевой структуры личности и совместного продукта образования с равной ответственностью участников за конечное качество – А.С.?) благодаря тому, что социологи образования успешно доказали формирующее влияние социального окружения и наличие специфических социальных отношений в образовательной среде;
2) открытие и интерпретация значения функций культуры для целеполагания образователшьной деятельности;
|
|
3) понимание роли социальных изменений в прогрессе общества и их необходимости в социальной организации общественной системы образования (социальное распределение зания должно быть справедливым – А.С.);
4) раскрытие природы и значения социальных групп и социальных групповых процессов в образовательной практике (атомизация в том числе? – А.С.);
5) признание значения социально-классовых факторов в развитии учащихся и системы образования в целом и раскрытие отдельынх механизмов их влияния;
6) опровержение мифа о расовом или этническом превосходстве как основе более высоких образовательных достижений;
7) активизация социально-организационных связейшколы с местным сообществом, стимулирование заинтересованного отношения последнего к развитию системы образования. (бизнес – фигура умолчания – А.С.).
(а применение теории бюрократии в педагогическо среде? А.С.)
Не все течения в социологии образования сегодня удаётся рассмотреть одинаково объёмно. Это связано с тем, что далеко не все они достигли своей концептуальной зрелости (им ещё нуждны хорошие агенты – А.С.). не все чёток офрмлены (и презентованы – А.С.). Теоретическая разносторонность или эволюция взглядов некоторых учёных подчас объясняет тот факт, что одни и те же авторы, как, например, Пейн, упоминаются при характеристике разных научных школ (а может просто не знают граждане критериев, по которым те или иные относятся к группировкам, не учитывают изменения взглядов в течении жизни, или же не разбираются в тонкостях, повторяют чьи-то ошибки – А.С.).
В зарубежных изданиях теоретическое обобщение также не в одинаковой степени затронуло известные традиции. Некоторые из них в последние десятилетия заметно сужаются, другие, наоборот, усиливают свои позиции (нормальная жизнь науки? 0А.С.) или переживают внутреннюю дифференциацию. По мнению А.М. Осипова, есть направления размышлений, составляющие наиболее сильные традиции в социологии образования. Они и сейчас оказывают заметное влияние на исследования в сфере образования