ВНД ПРИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.
Причины возникновения УО
Экзо и эндогенные факторы (причины). Чаще всего это наследственность.
ЭТИОЛОГИЯ.
Соотношение степеней олигофрении и степеней умственной отсталости
СТЕПЕНИ ОЛИГОФРЕНИИ ПО МКБ-10 | СТЕПЕНИ УМСТВЕНОЙ ОТСТАЛОСТИ МКБ-10 | ШИФРЫ ПО МКБ 10 |
Дебильность | Легкая УО (50 – 69) | F – 70 |
Имбецильность легкая | Умеренная УО (35 – 49) | F – 71 |
Имбецильность выраженная | Тяжелая УО (20 – 34) | F – 72 |
Идиотия | Глубокая УО (менее 20) | F – 73 |
МКБ-10: состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллетуальности (когнитив, речь, моторные способности).
УО не тождественна олигофрении. Если уст что олигофрения стоит за отсталостью, то тогда это так но мб и другие причины снижения интеллектуальной деятельности. Олигофрения – это частный случай УО. Решающий фактор – нарушение ВПФ, уровень интеллекта, установленный в процессе тестирования (нормального!!!).
|
|
Дебильность – во взрослом состоянии уровень развития 12 лет (школы 8 типа). Это степень олигофрении.
Имбецильность – более тяжелая форма. Есть легкая и тяжела формы. Максимум развития – 9 лет. Они между школами 8 типа и школах собеса. В выраженной форме уровень развития 6 летнего развития.
Идиотия – тяжелее всего. Менее трех лет уровень.
Полигенный тип наследования – накопление патологических ген.
Эндогенные (генетические) более 50% | Экзогенные |
Патология хромосомного набора (болезнь Дауна) | Поражение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальныйи родовой период) |
Врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей и жиров и углеводов. | Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода. Внутриутробная гипоксия (хронический недостаток кислорода) |
Полигенный тип наследования | Менингит, менингоэнцефалит в раннем возрасте. |
УО свойственны:
- Слабость возбуждения и торможения (нарушена структкра клетки и эта больная клетка не может нормально функционировать)
- Инертность (трудность в переключении с одной деятельности на другую)
- Склонность к частому охранительному торможению.
- Недоразвитие второй сигнальной системы (база развития речи)
Рубинштейн разделил учащихся вспомогательных школ на 3 типа:
Характеристика ВНД | Особенности познавательной деятельности |
| Вялы, медлительны, трудно усваивают все новое, но в конечном счете, добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно. Но если навыки или привычки усвоены, их очень трудно сместить. Редко возникают самостоятельные побуждения, мало инициативы. |
| Быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. К собственным ответам некритичны, не замечают своих ошибок. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей. |
| Состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработоспособности. При кратком знакомстве они производят впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушения обнаруживаются в процессе обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает, то перестает понимать учителя. В результате учащиеся не имеют систематических знаний. |
|
|