Распределение и использование прибыли торго­вой организации

Прибыль, получаемая торговой организа­цией в результате хозяйственно-финансовой деятельности, распределяется между государством и самой организацией как хозяйствующим субъектом. Объектом распределения яв­ляется балансовая прибыль. Государство в законодательном порядке определяет ту ее часть, которая подлежит внесе­нию в соответствующие бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей. Принципиально важно, чтобы при этом соблюдались интересы как государства, так и коммер­ческих организаций. Размер изъятия прибыли в бюджет не должен снижать заинтересованность хозяйствующих субъек­тов в расширении объемов и улучшении финансовых резуль­татов предпринимательской деятельности.

Разница между балансовой прибылью и суммой налого­вых платежей, осуществляемых за счет прибыли, представ­ляет собой чистую прибыль торговой организации или при­быль, остающуюся в ее распоряжении.

Чем больше прибыли, полученной торговой организаци­ей, остается в ее распоряжении, тем меньше потребность в привлечении средств из заемных источников, тем выше уро­вень ее самофинансирования и финансовой устойчивости.

Определение порядка распределения и конкретных на­правлений использования чистой прибыли находится в ком­петенции коммерческой организации.

Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, рас­пределяется на две части - капитализируемую и потребля­емую. Первая часть увеличивает собственный капитал орга­низации, а вторая используется на потребление.

Оптимизация пропорций между капитализируемой и по­требляемой частями прибыли представляет собой одну из са­мых важных и сложных задач управления торговой органи­зацией. Приходится учитывать две противоположные моти­вации - владельцев и трудового коллектива организации - получение высоких текущих доходов или значительное уве­личение их размеров в перспективе. Необходимо учитывать также другие факторы, основными из которых являются:

■ стадия жизненного цикла торговой организации (на ран­ней стадии требуется больше средств инвестировать в про­изводственное развитие);

■ конъюнктура потребительского рынка (в период подъема
конъюнктуры эффективность капитализации прибыли воз­растает);

■ необходимость осуществления своих инвестиционных
программ (расширение и обновление состава основных фон­дов, переход на новые торговые технологии, строительство жилья и других объектов социальной сферы - все это тре­бует увеличения капитализации прибыли);

■ возможности (доступность и стоимость) формирования финансовых ресурсов за счет привлечения заемных средств;

■ система материального стимулирования персонала тор­говой организации за счет прибыли (по коллективному дого­вору и индивидуальным трудовым контрактам);

■ необходимость увеличения расходов на содержание объек­тов социальной сферы.

Капитализируемая часть прибыли направляется на фор­мирование резервного и других страховых фондов, финанси­рование производственного развития (строительство новых, расширение и реконструкцию действующих производствен­ных объектов, приобретение и модернизацию оборудования, совершенствование торгово-технологических процессов, при­рост собственных оборотных средств), а также на погашение долгосрочных кредитов и займов. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать пол­ностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение. Наличие в пассиве ба­ланса нераспределенной прибыли свидетельствует о финан­совой устойчивости торговой организации, наличии надежно­го собственного источника для последующего развития.

Потребляемая часть прибыли направляется на выплату доходов владельцам имущества (дивидендов по акциям, про­центов по вкладам), на материальное стимулирование пер­сонала (премии наемным работникам по результатам работы организации, поощрения за выполнение разовых особо важ­ных заданий), на социальные нужды (расходы по эксплуата­ции находящихся на балансе социально-бытовых объектов, финансирование строительства жилья и других объектов непроизводственного назначения, расходы на проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, ока­зание материальной помощи работникам, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям и т.п.), а также на благотворительные цели.

Для оценки эффективности распределения прибыли исполь­зуется коэффициент капитализации, который рассчитывается как отношение суммы капитализируемой прибыли к общей сумме чистой прибыли. Чем выше этот показатель, тем надеж­нее перспектива торговой организации, так как наращивание собственного капитала повышает ее рыночную стоимость, спо­собствует достижению целей стратегического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: