Речной транспорт

Уже с конца XIX в. международной водной магистралью счита­ется р. Рейн.

1815 г. – для выработки общих правил свободного судоходства по Рейну и его притокам учреждена Центральная комис­сия судоходства по Рейну (ЦКСР) — Central Commission for Navi­gation on the Rhine1.

1831 г. – подписана разработанная через 16 лет деятельности ЦКСР Конвенция о судоходстве по Рейну,

1868 г. государства — члены Конвенции подписали в Мангейме новую Конвенцию о судоход­стве по Рейну.

1992 г. - открыт для эксплуатации Трансъевропейский водный путь Рейн — Майн—Дунай, и в этом же году между Германией и Украиной было заключено Соглашение о взаимном пользовании внутренними водными путями.
Центральная комиссия судоходства по Рейну — орган, коор­динирующий национальную политику прибрежных государств в области судоходства по Рейну, устанавливающий единые прави­ла, касающиеся этого судоходства, выполняющий функции апел­ляционного суда в отношении решений национальных судов по делам национального судоходства. В настоящее время членами ЦКСР являются Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Фран­ция, Германия и Швейцария.

За время своей деятельности ЦКСР разработала ряд мер с це­лью предотвращения острой конкурентной борьбы между судо­владельцами, гарантии судовладельцам устойчивых доходов и уве­личения судоходства по Рейну. Комиссия прямо или косвенно способствовала заключению многих соглашений между рейнски­ми судовладельцами о единой политике фрахта судов. Некоторые из этих соглашений устанавливали единые ставки фрахта на от­дельные категории грузов, другие распределили все грузовые пе­ревозки по Рейну между отдельными участниками Соглашения. К наиболее известным соглашениям такого рода относятся

Дуйсбургская фрахтовая конвенция 1951,

Рейнфельдская швейцарская конвенция 1954 г.;

Страсбургская конвенция 1955 г.;

Конвенция по перевозкам зерновых грузов 1955 г.;

«Танкпул» 1955 г.,

«Кеттвичер-пул» 1956 г. и др.

Таким образом, исторически в Европе сложились две системы международных внутренних водных путей — Дунайская и Рейн­ская. Возникла острая необходимость унифицировать или хотя бы согласовать основные правила организации перевозок по этим системам. Такая работа проведена в рамках группы экспертов по речному праву Комиссии внутреннего транспорта Европейской экономическойкомиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН).

1956 - началась деятельность ЕЭК ООН в области внутреннего водного транспорта и уже в тот период распространилась практически на все сферы, представляющие интерес для евро­пейских стран, имеющих внутренние водные пути. Сюда относят­ся правила плавания и сигнализации на внутренних водных пу­тях, шкалы осадок, грузовые мерки, правовые вопросы, связан­ные с внутренним судоходством, конструкции судов, предотвра­щение загрязнения и т.п. Необходимость проведения работ по унификации основных положений в области внутренних водных путей диктовалась различными условиями, существовавшими на отдельных речных бассейнах Европы, и перспективой их соедине­ния. В связи с этим возникла насущная потребность в разработке унифицированных характеристик водных путей, предназначенных для движения по ним судов.

Уже более 40 лет в рамках ЕЭК ООН и КВТ ЕЭК ООН разра­батываются Европейские правила судоходства по внутренним вод­ным путям.

На сегодняшний день рассмотрено и принято 37 резолюций и шесть конвенций. Тем самым постепенно создается Единая обще­европейская речная транспортная система, открывающая возмож­ности равноправного использования всеми европейскими страна­ми в интересах расширения международной торговли. Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (СМВП), подписанное 17 государствами, определило согласованный план развития и строительства сети внутренних водных путей международного значения на основе согласованных параметров инфраструктуры и эксплуатационных параметров. Дан­ным Соглашением к разряду магистральных водных путей отнесе­ны, в частности, следующие направления:

· Е 50 — Санкт-Петербург — Астрахань;

  • Е 60 — от Гибралтара до Санкт-Петербурга, далее по Волго-
    Балтийскому и Беломоро-Балтийскому каналам вдоль побережья
    Белого моря до Архангельска;

  • Е 90 — от Гибралтара до Ростова, через Волгоград до Астрахани.


Исходя из норм Европейского соглашения о важнейших внут­ренних водных путях международного значения модернизация пу­тей для целей плавания на них судов типа «река —море» должна быть такой, чтобы, когда это возможно и экономически целесо­образно, обеспечить использование самоходных судов класса «Уа» и «УШ».

Для решения правовых вопросов судоходства по внутренним водным путям организована Группа экспертов по речному праву. При непосредственном участии этой Группы и под ее руковод­ством разработаны конвенции в области внутреннего судоходства: Конвенция регистрации судов, Конвенция об обмере судов внутренне­го плавания и др.

Важной областью деятельности Рабочей группы по внутренне­му водному транспорту является рассмотрение проблемы защиты водных путей от загрязнения судами внутреннего плавания. При непосредственном участии этой Группы и под ее руководством разработан ряд конвенций в области внутреннего судоходства, затрагивающих широкий спектр вопросов:


  • Конвенция об унификации некоторых правил относительно
    ответственности, вытекающей из столкновений судов внутренне­
    го плавания 1960 г. (вступила в силу в 1966 г.) позволяет регули­
    ровать имущественные последствия одного из самых серьезных
    происшествий в судоходстве — столкновения судов;

  • Конвенция об ограничении ответственности собственников
    судов внутреннего плавания 1973 г. определяет пределы ответствен­
    ности в случае причинения вреда в ходе перевозки внутренним
    водным транспортом;

  • Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров
    и багажа по внутренним водным путям 1976 г. касается наиболее
    существенных моментов отношений между перевозчиком и пас­
    сажирами и устанавливает пределы ответственности перевозчика
    за ущерб, возникающий в случае смерти, телесных повреждений
    или нанесения другого вреда здоровью пассажиров.


В рамках Группы экспертов по речному праву ведется работа по подготовке новых конвенций в области внутреннего судоходства. К важнейшим из них относится проект Конвенции о договоре пере­возки грузов по внутренним водным путям (КДГВ). Работа над ука­занным проектом ведется уже в течение многих лет в рамках Меж­дународного института по унификации частного права (УНИДРУА) по полномочиям КВТ ЕЭК ООН. В качестве компромиссного пред­ложения рассматривается применение Гамбургских правил 1978 г., т. е. распространение на перевозки внутренним водным транспор­том морского законодательства.

Железнодорожный транспорт:

1885 г. - Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК) — International Railway Congress Association (IRCA)1, основанная в Брюсселе. Цель ассоциации — содействие развитию же­лезнодорожного транспорта, его техническому прогрессу, разви­тие научно-исследовательской работы, проведение конгрессов и других взаимных встреч членов МАЖК. В ассоциацию входят 27 правительств, 14 организаций и 94 железнодорожные ад­министрации.
1890 г., Берн - Одним из первых международных соглашений, регламентиру­ющих перевозки по железным дорогам, была Международная кон­венция по перевозкам грузов по железным дорогам, заключенная европейскими правительствами и являющаяся основой правового регулирования коммерческой деятельности при международных железнодорожных перевозках.

1902 г. – была создана первая международная транспортная организация - Международный комитет железнодорожного транспорта (МКЖТ) — International Railway Transport Committee (CIT)2 (штаб-квартира- Берн). Со временем ее ФУНКЦИИ усложнились – из организации, регулирующей один вид транспорта она превратилась в организацию – объединяющую железнодородные администрации, организацииавтомоб. Тр-та и судоходные организации 31страны Европы. Сейчас – более 300 членов

1914 г. в развитие этой Конвенции в 1914 г. была подписана транспортная Конвенция о международной торговле (CIM), которая представляла собой свод основных правил перевозки для железных дорог Европы. Впос­ледствии Конвенция CIM многократно пересматривалась и до­полнялась.

В настоящее время действует единая Конвенция о меж­дународных железнодорожных перевозках (COTIF) (в ред. 1980 г.), содержащая объединенный текст Бернских конвенций. Участни­ками Бернских конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран, однако Россия и страны СНГ не входят в их число.

Основная цель СIM-COTIF — создание единообразной правовой системы, применяемой к перевозкам пассажиров, багажа и гру­зов в прямом международном сообщении между государствами

1922 г. по решению Международной экономической конференции в Генуе создан Междуна­родный союз железных дорог (МСЖД) — International Union of Railways (UIC) (Штаб-квартира в Париже).

Его цель - улучшение условий строительства и функцио­нирования железных дорог, занятых перевозками в международ­ных сообщениях, координация и стандартизация основной дея­тельности родственных международных организаций, связь с на­циональными железнодорожными администрациями.

Членами МСЖД могут быть железнодорожные администра­ции, в ведении которых находится не менее 1 000 км железнодо­рожных линий, официально открытых для пассажирского и гру­зового сообщения. Российские железные дороги не являются чле­ном МСЖД.
В 1950 г. Экономический и Социальный Совет ООН присвоил МСЖД «статус В», что означает право представителей Союза при­сутствовать на сессиях различных органов ООН, включая Евро­пейскую экономическую комиссию ООН (ЕЭК ООН), с правом совещательного голоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: