Н. В. ДемидоваВ. А. БисероваА. С. Якорева 9 страница

· Объединение объектов административно—территориального деления в экономические регионы может осуществляться по следующим признакам:

· 1) по схожести основных условий для осуществления хозяйственной деятельности на определенной территории;

· 2) по схожести основных целей составления и реализации программ развития в социально—экономической сфере в пределах региона. Составление и реализация осуществляется субъектами Российской Федерации, объединенными по добровольному принципу;

· 3) по требованиям и нормам к изучению и объективному контролю над различными условиями данной местности (природно—климатическим, экологическим);

· 4) по нормам, требованиям и правилам технического контроля над строительными работами и эксплуатацией основных материальных и нематериальных фондов. Контроль может также осуществляться в соответствии с требованиями радиационной и технической безопасности;

· 5) по нормам, требованиям и правилам осуществления таможенного надзора за операциями на внешних рынках;

· 6) по специфическим условиям окружающей среды, например, на территориях, на которых проживают малые народы России.

· На основе схожести условий хозяйственной деятельности можно выделить макрозоны, экономические зоны и экономические районы.

· 6. Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

· Общероссийский классификатор продукции (ОКП) является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

· ОКП используется для обеспечения сопоставимости, достоверности и автоматизации систематизации сведений о продукции в области стандартизации, статистики, экономики и др.

· ОКП является упорядоченным сводом кодов и номенклатуры группировок продукции, базирующимся на иерархической системе классификации.

· Данный классификатор применяется при решении задач каталогизации продукции (разработка каталогов и упорядочение в них продукции в соответствии с основными технико—экономическими признаками); при сертификации и лицензировании продукции по группам однородной по каким—либо признакам продукции, причем рассматриваемые группы по

· строены на основе группировок ОКП; при проведении статистического анализа изготовления, продажи и эксплуатации продукции на международном, национальном и отраслевом уровнях для систематизации промышленно—экономической информации о видах продукции, изготовляемой предприятиями и различными организациями, для проведения различного рода исследований и снабженческо—сбытовых операций

· 7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП)

· Является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

· При составлении и утверждении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг учитывались рекомендации Статистической комиссии ООН. Основой ОКДП является Международная стандартная отраслевая классификация и Международный классификатор основных продуктов.

· Классификатор состоит из введения и четырех составных частей. Во введении раскрывается назначение данного классификатора, перечисляются решаемые при помощи него задачи, определяются объекты классификации, принципы построения и системы кодирования.

· 8. Общероссийский классификатор объектов административно—территориального деления (ОКАТО)

· Общероссийский классификатор объектов административно—территориального деления (ОКАТО) является составляющей частью Единой системы классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

· ОКАТО предназначен для того, чтобы экономические и статистические сведения об объектах административно—территориального деления были достоверны, согласованны, сопоставимы и могли быть автоматизировано обработаны.

· ОКАТО предназначен для классификации следующих объектов: республики; края; области; города федерального значения; автономные области; автономные округа; районы; города; внутригородские районы, округа города; поселки городского типа; сельсоветы; сельские населенные пункты.

· В классификаторе принята иерархическая система классификации.

· Объекты административно—территориального деления распределяются в определенные группы по территориальному признаку. Так как классификатор имеет иерархическую структуру, то у данного распределения существует три уровня классификации, т. е. группы распределяются по трем уровням. То, какой уровень займет та или иная группа, зависит от административной подчиненности. В каждый следующий уровень входят объекты, находящиеся в подчинении у объектов предыдущего уровня.

· В первый уровень классификации входят:

· 1) республики;

· 2) края;

· 3) области;

· 4) города федерального значения;

· 5) автономные области;

· 6) автономные округа, находящиеся в составе Российской Федерации.

· Все вышеперечисленные объекты являются объектами федерального значения.

· Во второй уровень классификации входят:

· 1) автономные округа, являющиеся частью края или области;

· 2) районы республики, области, автономной области, находящегося в составе Российской Федерации, районы, округа города федерального значения;

· 3) города, которые находятся в республиканском, краевом или областном подчинении;

· 4) ПГТ (поселки городского типа) – ими могут быть рабочие, курортные или дачные поселки, которые находятся в краевом или областном подчинении.

· В третий уровень входят:

· 1) районы, округа города, находящегося в республиканском, краевом или областном подчинении;

· 2) города, находящиеся в районном подчинении;

· 3) ПГТ, находящиеся в районном ведении;

· 4) сельский округ.

· В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.

· 9. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

· Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) составлен и утвержден согласно Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. Необходимость принятия данной программы и ведения данного классификатора была обусловлена нуждами развивающейся экономики и интеграции Российской Федерации в международное рыночное пространство.

· В данном классификаторе содержится упорядоченный и систематизированный список видов и форм трудовой деятельности. ОКЗ предназначен для упорядочения их наименований и осуществления статистических исследований, комплексного анализа и учета. Данный классификатор также позволяет проводить эффективную политику занятости.

· В классификаторе применяется иерархическая система Упорядочение видов и форм трудовой деятельности позволяет распределить их по четырем уровням. Структура классификатора в целом соответствует Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ).

· ОКЗ применяется для решения следующих задач:

· 1) осуществление регламентации отношений трудового и социального характера;

· 2) обеспечение эффективной оценки рабочей силы, ее состояния и структуры;

· 3) обеспечение эффективного анализа и составление прогнозов динамики показателей занятости населения. Объектом классификации ОКЗ являются виды и формы трудовой деятельности, профессии рабочих и должности, которые базируются на полученном профессиональном образовании и квалификации и объединяются в группы, однородные по содержанию работ. Объектом классификации ОКЗ также может являться занятие, которое отличается от профессии тем, что не предполагает обязательного наличия профессиональной специализации, а является, по сути, любым видом деятельности, приносящим прибыль или заработок.

· 10. Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО)

· Настоящий Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО) входит в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации.

· Данный классификатор является составной функциональной частью языка – посредника, предназначенного для осуществления эффективного взаимодействия всех органов управления в области экономики Российской Федерации, а также государственных и негосударственных учебных заведений, достигающегося посредством автоматизации обработки и обмена информации.

· ОКЗ применяется для решения следующих задач:

· 1) осуществление планированного приема и выпуска специалистов начального профессионального образования;

· 2) осуществление объективного учета принятых, обученных и трудоустроенных специалистов начального профессионального образования;

· 3) соответствие требований и норм подготовки специалистов начального профессионального образования Российской Федерации Международным образовательным стандартам;

· 4) осуществление Международных статистических сопоставлений.

· ОКНПО классифицирует профессии и специальности начального профессионального образования, однородные группы профессий и специальностей начального профессионального образования, а также полученные ступени квалификации.

· Группа профессий и специальностей – это объединение объектов классификации, принадлежащих определенной сфере деятельности, указанной в названии группы профессий и специальностей начального профессионального образования.

· Профессия – это вид трудовой деятельности постоянного характера, основывающийся на полученной профессиональной подготовке и квалификации. Специальность начального профессионального образования – это комплекс полученных в процессе начальной профессиональной подготовки знаний, умений и навыков, которые предполагают в дальнейшем применение в определенном виде трудовой деятельности, соотносящимся с полученной профессией.

· Общероссийский классификатор начального профессионального образования построен по иерархическому принципу. Его структура состоит из трех уровней.

· 11. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

· Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации.

· ОКУД применяется для решения следующих задач:

· 1) регистрация форм документов;

· 2) систематизация и классификация информации и информационных потоков в области народного хозяйства;

· 3) сведение количества принятых форм к оптимальному минимуму;

· 4) контроль над применением надлежащих форм документов и своевременное выведение из обращения тех форм документов, которые не являются унифицированными;

· 5) осуществление регистрации и упорядочения тех форм документов, которые являются унифицированными;

· 6) осуществление учета форм документов и действий, помогающих избежать дублирования информации в области управления;

· 7) обеспечение объективного контроля над обращением форм документов, являющихся унифицированными. Общероссийский классификатор управленческой документации классифицирует общероссийские формы документов, являющиеся унифицированными и применяющиеся в межотраслевой и межведомственной сферах. Составлением и утверждением унифицированных форм документов в Российской Федерации занимаются соответствующие министерства – разработчики унифицированных систем документации (УКД).

· В ОКУД приведены наименования и соответствующие им кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в состав УКД.

· 12. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

· Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН) входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации Российской Федерации.

· Классификатор решает задачи в сфере эффективной организации пенсионного обеспечения граждан, а также следующие задачи:

· 1) определение видов пенсий;

· 2) классификация лиц, имеющих право на пенсию по старости, на пенсию по старости в связи с особо вредными для здоровья условиями труда, на пенсию по выслуге лет;

· 3) определение категорий трудовой деятельности, учитывающихся в общем трудовом стаже для назначения пенсии;

· 4) определение доказательств трудового стажа;

· 5) определение заработка, исходя из которого назначается и начисляется пенсия;

· 6) установление видов надбавок к пенсиям и повышения пенсий;

· 7) установление размеров пенсий;

· 8) обеспечение социальной защиты граждан, пострадавших от радиации после Чернобыльской катастрофы.

· 13. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

· Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

· Данный классификатор решает следующие задачи:

· 1) повышение эффективности стандартизации услуг населению;

· 2) сертификация и лицензирование услуг для выполнения обязательных требований по безопасности жизни и здоровья людей, имущества физических и юридических лиц, государственного муниципального имущества и окружающей среды;

· 3) обеспечение эффективного использования вычислительной техники;

· 4) утверждение необходимого объема услуг населению;

· 5) анализ предъявляемого населением спроса на услуги;

· 6) обеспечение населению услуг предприятий и организаций различными организационно—правовыми формами;

· 7) обеспечение соответствия услуг новым социально – экономическим условиям Российской Федерации.

· Общероссийский классификатор услуг населению предназначен для классификации услуг, которые предоставляются населению различными организациями и частными лицами Для предоставления услуг могут быть использованы различные методы и приемы обслуживания.

· Классификатор имеет иерархическую структуру. Все объекты классификации подразделяются на однородные группы.

· 14. Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

· Данный классификатор входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Данный классификатор соответствует Международному классификатору стандартов (МКС) и Межгосударственному классификатору стандартов.

· ОКС используется для разработки каталогов, указателей, перечней, библиографий, составлении баз данных Международных, межгосударственных и национальных стандартов и другого рода нормативных документов из сферы стандартизации. Данный классификатор обеспечивает распространение этих документов в региональном и международном масштабах.

· Объектами классификации ОКС являются стандарты и другие нормативные и технические документы по стандартизации.

· 15. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

· Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), входящий в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, составлен и утвержден в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

· Классификатор предназначен для решения следующих задач:

· 1) обеспечение эффективной оценки числа рабочих и служащих;

· 2) учета и анализа структуры персонала по уровню квалификации и условиям труда;

· 3) решение проблемы занятости;

· 4) определение заработной платы рабочих и служащих;

· 5) своевременное удовлетворение потребностей в кадрах.

· Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов предназначен для классификации профессий рабочих и должностей служащих.

· ОКПДТР включает в себя два раздела:

· 1) раздел классификации профессий рабочих, содержащий профессии согласно Единому тарифно—квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС);

· 2) раздел классификации должностей служащих базируется на Единой номенклатуре должностей служащих и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

· 16. Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

· Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ) входит в Единую систему классификации и кодирования технико—экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

· ОКЕИ базируется на Международной классификации единиц измерения Европейской экономической комиссии ООН «Коды единиц измерения, используемые в международной торговле» и на Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

· Данный классификатор используется при количественной оценке технико—экономических и социальных показателей для осуществления учета и отчетности, анализа и составления прогнозов дальнейшего развития экономики, для обеспечения сопоставления статистических данных разных стран на межгосударственном уровне, для нужд внутренней и внешней торговли, осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и осуществления объективного таможенного контроля. Общероссийский классификатор единиц измерения предназначен для классификации единиц измерения, применяемых в различных областях деятельности.

· Единицы измерения в ОКЕИ разбиты на семь групп:

· 1) единицы измерения длины;

· 2) единицы измерения площади;

· 3) единицы измерения объема;

· 4) единицы измерения массы;

· 5) технические единицы;

· 6) единицы измерения времени;

· 7) экономические единицы.

· Однако в связи с имеющейся в некоторых странах спецификой государственного учета и социально—экономической отчетности существует набор национальных единиц измерения, который не входит в Международную классификацию.

· 17. Общероссийский классификатор специальностей высшей научной классификации (ОКСБНК)

· Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК) входит в Единую систему классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации. ОКСВНК составлен и утвержден согласно Постановлению Совета министров Правительства Российской Федерации о мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

· Данный классификатор является функциональной частью единого языка—посредника, созданного для автоматизации обработки и информационного взаимодействия на всех уровнях управления, охватывающего государственные и негосударственные системы высшего образования. ОКСВНК применяется для решения следующих задач:

· 1) осуществление планированного приема и выпуска квалифицированных специалистов в аспирантуру и докторантуру;

· 2) осуществление учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов высшей научной квалификации;

· 3) соответствие системы подготовки специалистов высшей научной квалификации Российской Федерации с Международными образовательными стандартами;

· 4) осуществление Международных статистических сопоставлений.

· Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации предназначен для систематизации специальностей высшей научной квалификации различных областей науки.

· 8. Требования и порядок разработки стандартов

· Стандарт должен содержать: титульный лист; предисловие; содержание; введение; наименование; область применения; нормативные ссылки; необходимые определения; используемые обозначения и сокращения; требования, нормы, правила и характеристики; приложения; библиографические данные.

· Образец оформления титульного листа содержится в приложениях А, Б, В, Г ГОСТ 1.5–92.

· Предисловие стандарта должно содержать сведения о разработчике; о стандарте отрасли; о стандарте (Международном, региональном или другой страны), являющемся основой Государственного; о стандарте, объектом которого является лицензированная продукция; об инновациях, использованных в стандарте; о нормативных документах, вместо которых утвержден стандарт; о законодательных нормах закона, если таковые присутствуют в стандарте.

· В содержании должны быть указаны: нумерация, названия и номера страниц разделов и приложений, а также графического материала, если он входит в стандарт.

· Во введении обосновывается актуальность и обозначаются причины утверждения данного стандарта.

· Характеристики стандартизируемой продукции, процесса или услуги, необходимые для классификации стандарта, содержатся в наименовании.

· В области применения перечисляются объекты, на которые распространяется данный стандарт.

· В нормативных ссылках должны указываться обозначения и наименования стандартов, на которые разработчики ссылаются в данном стандарте. Причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных номеров обозначений, сначала должны перечисляться Государственные стандарты Российской Федерации, а затем отраслевые стандарты.

· В определениях должны точно и четко даваться определения используемых в стандарте понятий и терминов.

· В обозначениях и сокращениях должны расшифровываться с необходимыми пояснениями все обозначения и сокращения, используемые в данном стандарте. Причем обозначения и сокращения должны быть записаны в том порядке, в котором они используются в стандарте.

· Требования могут быть утверждены в основополагающих стандартах, стандартах на продукцию (услуги), стандартах на методы контроля. Выбор вида стандарта зависит от характерных черт и особенностей объекта стандартизации.

· Весь дополнительный материал (например, таблицы, графики, расчеты) размещается в приложениях.

· Библиографические данные Государственных стандартов Российской федерации включают: обозначение, проставленное Госстандартом России; код Общероссийского классификатора стандартов; код классификатора Государственных стандартов; код Общесоюзного классификатора стандартов и технических условий.

· Порядок разработки и утверждения стандарта

· Разработка стандарта начинается с заявок на разработку Заявить на разработку стандарта могут следующие субъекты в соответствии с подведомственными им объектами стандартизации: Государственные органы и организации; научно—технические, инженерные и другие общественные объединения и различные предприятия.

· Для того, чтобы Госстандарт РФ учел заявку при составлении плана годовой стандартизации, необходимо, чтобы в заявке была четко обоснована актуальность установления такого стандарта. Причем заявители имеют возможность предложить свой вариант данного стандарта.

· Затем между заявителем и разработчиком заключается договор, регламентирующий разработку стандарта по следующим стадиям: написание технического задания; работа над проектом стандарта; отправка разработанного варианта стандарта на рассмотрение в Госстандарт; изменение стандарта при необходимости; пересмотр и отмена стандарта.

· Техническое задание представляет собой основу всей дальнейшей работы над стандартом. В нем намечаются сроки выполнения каждой стадии разработки, составляются наброски разрабатываемого стандарта, формируется полный набор требований, правил и норм для стандарта, указывается предполагаемая область применения стандарта. При разработке стандарта могут учитываться отзывы о стандарте субъектов из области его применения.

· Разработка проекта включает в себя два этапа.

· 1. Первая редакция. На данном этапе должно быть проверено, не имеет ли проект противоречий с действующими законами РФ и соответствует ли он Международным стандартам. На данном этапе проект обсуждается специальной группой, которая должна решить, удовлетворяет ли он условиям договора, составленного технического задания и положениям Государственной системы стандартизации. Затем заявители и субъекты из области применения стандарта должны ознакомиться с его первой редакцией.

· 2. Вторая, или окончательная, редакция. На этом этапе собираются полученные отзывы, на их основе вносятся корректировки, и готовится окончательная редакция документа. Чтобы документ был рекомендован к принятию, необходимо, чтобы его положительно оценили не меньше двух третей технического комитета по стандартизации, занимавшегося его разработкой. Окончательная редакция документа отправляется в Госстандарт РФ и его заказчику.

· Принятие стандарта происходит только после обязательной его проверки, которая должна определить, не содержит ли данный проект противоречий действующим законам РФ, установленным правилам и нормам и общим требованиям оформления стандартов. После этого стандарт может быть принят Госстандартом РФ с указанием даты его вступления в силу и, возможно (необязательно), срока действия. Принятый стандарт должен быть зарегистрирован и опубликован в Информационном указателе.

· Для динамичного развития и эффективного использования передовых достижений науки и техники необходимо, чтобы принятые стандарты своевременно обновлялись. Обновление стандартов также необходимо, для того чтобы объекты стандартизации могли в полной мере удовлетворять потребности населения и экономики страны. Обновление и анализ существующих стандартов осуществляется техническими комитетами по стандартизации при содействии заинтересованных сторон.

· Если требуется обновить стандарт, технический комитет должен представить на рассмотрение в Госстандарт проект изменения, проект обновленного стандарта или предложить отменить данный стандарт. Необходимость обновления стандартов обычно обуславливается новыми достижениями научно—технического прогресса. Но продукция, выпускаемая по обновляемому стандарту, должна быть совместима с продукцией, которая будет выпускаться по обновленному стандарту.

· Пересмотр Государственного стандарта необходим, если значительно изменяются основные показатели качества продукции и вносимые изменения касаются ее совместимости и взаимозаменяемости. В этом случае взамен существующего Государственного стандарта должен разрабатываться новый.

· Отмена стандарта происходит, как правило, если объект стандартизации больше не выпускается, или если утвержден новый стандарт с более высокими требованиями и нормами Отмененный стандарт может и не заменяться новым.

· Все решения о пересмотре, обновлении и отмене стандартов принимает Госстандарт РФ. Информация о принятых решениях публикуется в Информационном указателе.

· Если речь идет о стандарте отрасли, то данные решения принимаются Государственным органом управления, установившим стандарт.

· Стандарты предприятий находятся в ведении руководства предприятий. Оно может отменять и обновлять стандарты предприятия по своему усмотрению, но при условии, что изменения в стандартах не противоречат законодательству РФ и обязательным требованиям Государственных стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: