Основные принципы и стратегии консультирования

Практически при любом виде консультирования необходимо соблюдать ряд методологических и этических принципов («Семья в психологической консультации», 1989).

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, помощь и понимание. Нужно избегать восприятия другого человека на основе стереотипов и предрассудков — это формирует барьер в общении, и консультирование окажется неэффективным. Как говорят некоторые психологи: нет людей хороших и плохих — есть люди разные.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента (они не всегда совпадают с принятыми нормами). Этот принцип требует некоторого разъяснения. Он не означает, что консультант должен разделять эти ценности, отказываться от собственных норм и убеждений в угоду клиенту. Не означает он и лицемерного «как бы согласия» с этими ценностями. Но консультант, обладающий эмпатией, оставаясь самим собой, должен уметь вставать на позицию клиента, взглянуть на ситуацию его глазами, а не просто сообщить ему, что он не прав.

3. Анонимность (конфиденциальность). Все, что происходит в кабинете консультанта, все, чем поделился во время своей исповеди клиент, остается в этом кабинете — в этом клиент должен быть уверен. Даже если консультанту необходимо посоветоваться с другим специалистом в данной области, обсудить сложный случай, это следует делать очень осторожно, избегая конкретных имен, фамилий, профессиональной принадлежности и пр. Если психолог консультирует кого-то одного из супругов или членов семьи, он не имеет права разглашать полученные от него сведения другому, т.е. он работает или с кем-то одним, или сразу совместно с несколькими членами семьи.

4. Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует категорический запрет на продолжение консультирования (равно как и психотерапии), если отношения между психологом и клиентом перерастают в личные, неформальные (любовь, дружба). В этом случае люди становятся взаимозависимыми, и консультант теряет возможность быть объективным. Поэтому необходимо передать клиента другому специалисту.

5. Включенность клиента в процесс консультирования. В ходе консультирования клиенту должно быть интересно (мотивация на работу). Лучше всего это удается, если консультант помогает ему постоянно делать маленькие открытия о себе и мире.

6. Запрет давать советы. Как уже говорилось, этому принципу следуют не всегда. Но в любом случае ими не надо злоупотреблять: задача консультанта — подвести клиента к решению, ориентировать на принятие собственной ответственности за происходящее, а не становиться в позицию учителя жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: