Глава 8 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дополнительная
Основная
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — Екатеринбург, 1995.
Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1994.
Бурмвнская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. и др. Возрастно-психо-логический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2002.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
Немое Р. С. Основы психологического консультирования. — М., 1999.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996.
Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В.В.Столина. -М., 1989.
Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. — Екатеринбург, 1995.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
Важную роль в разработке программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития играет учет особенностей семейного воспитания, привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу.
|
|
Часто решение этой важной задачи возможно только на основе хорошего знания психологических особенностей родителей и особенностей внутрисемейных отношений. Эти данные могут быть получены в ходе психологического обследования родителей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития.
Родители детей с проблемами в развитии часто имеют специфические личностные особенности, возникающие из-за переживаний состояния ребенка (В. В.Ткачева, И. Ю.Левченко). Следствием этих переживаний является пониженный фон настроения, потеря жизненных перспектив, нарушение здоровья психосоматического характера, необоснованные надежды на исцеление ребенка и т. д. Личностные особенности родителей затрудняют установление продуктивного контакта с педагогами и препятствуют их эффективному участию в коррекционно-педагогическом процессе.
Выявить психологические возможности родителей, их скрытые переживания, особенности семейного воспитания и взаимоотношений в семье помогает психологическое изучение их личности. Такое исследование может провести психолог образовательного учреждения, руководствуясь предложенными ниже рекомендациями. Результаты психологического изучения семьи дополнят данные социально-педагогического обследования и помогут оптимизировать работу по вовлечению родителей в коррекционно-педагоги-ческий процесс.
В рамках экспериментального исследования семей, в которых воспитываются дети с нарушениями развития, могут использоваться как малоформализованные методики, так и методики высокого уровня формализации. Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, должен строиться на следующих принципах:
|
|
- исследование проводится комплексно с целью максимального охвата возможных параметров личности членов семьи и особенностей их взаимоотношений с социумом;
- в рамках исследования осуществляется качественный и сравнительный анализ факторов, выявляемых с помощью диагностического инструментария;
- получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы.