Тема: Социально-личностное развитие детей с ЗПР

Особенности социально-личностного развития дошкольников при ЗПР. Умение посмотреть на себя со стороны, выразить отношение к своему поведению и деятельности, оценить их (самооценка) и проконтролировать (самоконтроль), изменить или сохранить прежние формы поведения и деятельности (саморегуляция) в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних установок и т.п. – это и есть составляющие самосознания и личности.

Самооценка детей с ЗПР часто бывает неадекватной, неустойчивой. Они могут переоценивать свои отдельные успехи. Встреча с трудностями приводит к формированию заниженной самооценки. Дошкольники с заниженной самооценкой выбирают для выполнения более легкие задания, а не те, которые в действительности могут решить. Уровень притязаний является низким. Самооценка может повышаться за счет социально приемлемого способа самореализации. Это могут быть занятия музыкой, спортом и т.д.

Дети с ЗПР обнаруживают значительное отставание в формировании действий самоконтроля и саморегуляции в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. При выполнении заданий дошкольники допускают многочисленные ошибки из-за невнимательности и потому, что не запоминают правила выполнения задания. Сделанные ошибки не замечаются и не исправляются. Желания улучшить качество выполненной работы отсутствует. К полученному результату дошкольник остается равнодушным. Воспитанникам характерны следующие особенности: неуверенность в себе, беспокойство, тревожность, наличие страха перед неудачей и неадекватных реакций на удачу, слабая мотивация достижения. В ситуации неуспеха у ребенка появляется желание бросить работу. У детей с ЗПР могут наблюдаться такие реакции на неуспех как вегетативные изменения, аффективные реакции, плач, молчание, стремление покинуть помещение, отказ отвечать или выполнять задание, не испробовав всех средств для получения правильного результата. Положительное отношение к заданиям, требующим волевых и интеллектуальных усилий, адекватные реакции на неуспех и трудности в работе формируются медленно. Дошкольники в большей мере ориентированы на реакцию взрослого. Благодаря эмоциональной поддержке педагога, созданию соответствующей мотивации для исправления ошибок и продолжения выполнения задания дети с ЗПР способны преодолевать трудности. Дошкольники с желанием идут на сотрудничество с взрослым.

Мотивационно - потребностная сфера детей с ЗПР является дисгармоничной с точки зрения соотношения реального уровня развития и потенциальных возможностей.

Доминирующими мотивами детей с ЗПР являются:

1. Игровые мотивы.
2. Мотивы сохранения привычного функционирования.
3. Желание избежать трудностей, неудач, боязнь наказания (такая мотивация является показателем растущей неуверенности в себе).
4. Желание получить похвалу, добиться успеха (мотивация связана с неадекватной завышенной самооценкой).

Для детей с ЗПР характерны трудности в общении, которые связаны с импульсивностью (гиперактивностью) или заторможенностью (пассивностью). Импульсивные дети отличаются крикливостью, шумностью, подвижностью. Они не умеют выслушать собеседника до конца, могут прервать его речь. Не всегда проявляют корректность. Могут нагрубить взрослым. Дети не владеют правилами, культурой общения. С заторможенным ребенком трудно общаться. От него тяжело добиться развернутого ответа. Он не возражает, не высказывает своей точки зрения. Без взаимной активности общение сводится к руководству взрослого и подчинению ребенка.

В сфере межличностных отношений у дошкольников с ЗПР также наблюдается неблагополучная ситуация. Они редко завязывают длительные и глубокие отношения со своими сверстниками. Значительное число воспитанников оказывается в группах «изолированных» или «непринятых». Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с дошкольниками младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых воспитанников существует страх перед детским коллективом, поэтому они его избегают. Опыт положительного взаимодействия со сверстниками отсутствует. Дети с ЗПР не владеют способами сотрудничества, навыками кооперации, не умеют наладить продуктивные отношения с окружающими людьми. Для общения дошкольники предпочитают сверстников своего пола. Ребенок с ЗПР не готов к внеситуативно - личностному общению. Он достигает лишь уровня ситуативно – делового общения.

Воспитанники с ЗПР не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками. Дошкольники с ЗПР не держат дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно. В процессе знакомства зачастую обследуют взрослого как неодушевленный предмет. Дети с ЗПР владеют знаниями об элементарных социальных нормах поведения, но используют их при вербальном поведении, а в реальном поведении очень часто их нарушают. Аморальные способы решения нравственной проблемы осознаются ими часто как социально приемлемые. Функционирование моральных норм зависит от характера ситуации, в которой они используются. Чем конкретнее ситуация, тем большая вероятность выполнения детьми с ЗПР моральных норм. Поведение в ситуации морального конфликта зависит от того, насколько данная ситуация приобрела для ребенка личностный смысл. Чем сильнее ситуация личностно значима для ребенка, тем чаще поведение соответствует моральным нормам общества. Соблюдение дошкольниками социальных норм зависит от контроля педагога за их поведением. Отпечаток на становление морального поведения у детей с ЗПР накладывают разные социальные условия воспитания. Так дошкольники, воспитывающиеся в домашних условиях и имеющие широкий круг социального общения, ориентированы на взрослого, ждущего от них социально приемлемого поведения. Становление морального поведения у детей – сирот, воспитывающихся в закрытых образовательных учреждениях, замедленно. Они хуже социализированы в области нравственно-нормативного поведения.

При ЗПР дошкольники правильно идентифицируют себя с полом и возрастом, располагают определенными сведениями о себе, но недостаточно четко представляют свои будущие возрастные роли и не обнаруживают стремления к смене возрастной роли.

При просьбе охарактеризовать себя дети с ЗПР в основном останавливаются на негативных особенностях своего поведения, которые часто фиксируются взрослыми и связаны с большим числом замечаний. Автопортреты выглядят скудно, объем параметров для самоописания является суженным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: