Мотивация - это процесс, направленный на поиск и выбор средств, побуждающих отдельного человека или группы людей выполнять определенную работу в данной организации для достижения целей.
Что побуждает человека трудится? Истинные мотивы чрезвычайно сложны, поэтому менеджеру необходимо владеть приемами и методами стимулирования трудовой активности людей.
Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение личности может иметь и любые другие проявления. Всегда следует искать мотив поведения.
Мотивация -это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Традиционный подход к мотивации основывается на вере в то, что сотрудники – всего лишь ресурсы, активы, которые мы должны заставить эффективно работать.
Со временем промышленной революции наше общество становилось все более сложным. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.
Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда привили работникам чувство цели. Это не менее важно, чем деньги. Менеджера всегда интересовало, в каких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию. Стремление человека реализовать себя в своем деле – бесспорно. Там, где управление и организация труда предоставляет такие возможности своим сотрудникам, их труд будет более высокоэффективным, а мотивы к труду – высокими.
На мотивацию сотрудника влияют:
· индивидуальные качества и усилия сотрудника по самомотивации;
· задача, которую ставит руководитель;
· характер руководства;
· структура и культура организации;
· группа, в которой трудится работник;
· общества, которое определяет общую трудовую атмосферу, ценности и нормы.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования, которое по содержанию бывает:
1. Экономическим. Сущность экономических стимулов сводится к тому, что при выполнении поставленных требований, человек получает выгоды, повышает свое благосостояние.
2. Неэкономическим. Неэкономические стимулы делятся на организационные и моральные.
Формами экономического стимулирования выступают: вознаграждение или компенсация, заработная плата работников и социальные льготы.
В рыночной экономике заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдения интересов указанного трехстороннего партнерства является одной из главных функций управления трудом и заработной платой.
Термин "вознаграждение" имеет больший смысл, чем просто деньги или удовольствие. Вознаграждение - это все, что человек считает для себя ценным.
Внутреннее вознаграждение - это сама работа, чувство достижения цели, результата, осознание значимости выполненной работы.
Внешнее вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвала, грамоты, награды, служебный автомобиль и др.
Закон результата - это стремление человека повторить то поведение, которое ассоциируется у него с удовлетворением потребностей, и избегать такого поведения, которое ассоциируется у него с недостаточным удовлетворением.
Главное для администрации - определить как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации
Вопросы по теме:
1. Что мотивирует людей к деятельности?
2. Определите основные принципы мотивации?
3. На чем основываются содержательные теории мотивации?
4. Назовите известные вам формы стимулирования?
5. За какие знания и навыки имеет смысл вводить дополнительную оплату в современной организации?
6. В чем заключаются преимущества «нетрадиционных» систем оплаты труда?