Общество возникло в результате эволюции природы и в процессе своего развития предстало как специфическая системная организация, отличающаяся от других саморегулирующихся систем. И в этой связи важно выяснить, какими атрибутивными характеристиками оно обладает.
Анализ общественной жизни показывает, что первый ее атрибут связан с диалектикой единого - многого. Социум всегда предстает как нечто единое, как некая целостность, и в то же время он состоит из отдельно взятых индивидов. Общество как некое единство фундаментальным образом сказывается на бытии индивида. Таким образом, социальная природа индивида коренится уже в самой диалектике единого и многого в общественной жизни. Абсолютизация какого-то одного момента этой неразрывной связи в теории приводила к опасным перекосам. Так, представители социального номинализма в своем объяснении общества исходили из отдельно взятого индивида, а общество рассматривали всего лишь как агрегат, состоящий из этих обособленных индивидов. Напротив, в социальном реализме на первое место ставился социум, как некое идеальное всеобщее, а индивид (единичное) трактовался лишь как мимолетное проявление первого.
|
|
Второй атрибут социальной реальности определяется тем, что она есть бытие отношений, имеющих свою специфику. Немецкий социолог М.Вебер называет «социальным отношением» поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу и ориентирующееся на него. При этом содержание данного отношения может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера и т.д.
Стало быть, понятие «социальное отношение», по Веберу, ничего не говорит о том, идет ли речь о «солидарности» или как раз о прямо противоположном. Здесь важен лишь предполагаемый участниками некий смысл, который для индивидов, соотносящих свое поведение друг с другом, невсегда является одинаковым. Но тогда отношение предстает объективно односторонним для каждого из участников, что может вести к серьезным последствиям. И чтобы этого не произошло, они могут сформулировать содержание социального отношения по взаимному соглашению, т.е. дать друг другу заверения по поводу своего поведения в будущем.
Из вышесказанного явствует, что для Вебера социальные отношения имеют отчетливо выраженную духовную (субъективную) природу. В марксизме, напротив, сущностной признается система объективных связей, их независимость от воли и сознания людей. В связи с этим выделяются материальные производственные отношения, которые составляют базис общества, и отношения надстроечные, имеющие производный характер.
|
|
Общество немыслимо без деятельности, поэтому атрибут деятельности является для него одним из основополагающих. Если многие индивиды вступают друг с другом в отношения, то это значит, что они как-то воздействуют друг на друга. В категории деятельности пересекается ряд существенных в смысложизненном и теоретическом плане традиций. Прежде всего, это марксизм, базирующийся на категориях «труд» и «практика», которые соотносятся с категорией «деятельность». Кроме того, вся новоевропейская традиция, опирающаяся на принципы трудовой этики, также не может обойтись без понятия деятельности.
После прояснения атрибутов социальной реальности следует обратиться к выявлению ее структуры. И здесь важно отметить, что основными сферами жизнедеятельности общества являются материально-производственная, социальная, политико-управленческая и духовная. Материальное производство создает исходные условия для жизнедеятельности людей. Оно всегда носит общественный характер и определяет взаимодействие людей в процессе их воздействия на природу, поскольку преобразовывает материал природы в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Однако в реализации общественных связей, в их качественных характеристиках важную роль играет духовная сфера. В зависимости от того, на каком уровне понимания - более или менее сознательном - осуществляет человек свою деятельность, зависят ее результаты как в глобальных, так и в локальных масштабах. Таким образом, общественная жизнь - это неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие и переходы одного в другое.
Общество - это постоянно развивающаяся система. В своей эволюции оно последовательно проходило определенные закономерные этапы, которые в социальной науке фиксируются в социокультурных цивилизационных критериях. Каждый новый этап цивилизационного процесса характеризовался освоением более высоких технологий, с соответствующим им техническим обеспечением, усложнением социальной структуры, более широким масштабом взаимодействия с окружающей средой, определенными формами коллективной общественной деятельности. Но главными показателями в развитии общества всегда являлись характер общественных отношений, уровень духовного развития человека и демократичность социальных структур.