Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Курс лекций

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ

ФУРМАНОВ И.А.

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 3

ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ................................................................ 4

Виды активности...................................................................................................................... 4

Параметры личностной детерминации действия................................................................. 7

Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей................................ 9

Индивид и ситуация................................................................................................................ 9

Взаимодействие индивида с ситуацией.............................................................................. 10

Взаимодействие как процесс взаимовлияния..................................................................... 12

Поведение: ситуация и действие.......................................................................................... 13

ПСИХОАНАЛИЗ................................................................................................................... 17

Влечения - движущая сила поведения................................................................................. 18

Характеристики влечений..................................................................................................... 19

Закономерности проявления влечений................................................................................ 21

Ошибочные действия............................................................................................................. 22

Случайные и симптоматические действия.......................................................................... 38

ТЕОРИЯ ПОЛЯ...................................................................................................................... 39

Основные понятия теории поля........................................................................................... 39

Модель личности.................................................................................................................... 40

Модель окружения................................................................................................................. 46

Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля.................................. 48

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ........................................................................................................... 57

Теория классического (респондентного) обусловливания................................................ 58

Принципы классического обусловливания..................................................................... 58

Феномены респондентного обусловливания................................................................... 60

Теория оперантного обусловливания.................................................................................. 62

Процесс: оперантного обусловливания............................................................................ 62

Типы подкреплений............................................................................................................ 64

Генерализация и различение стимулов............................................................................ 65

Режимы подкрепления....................................................................................................... 68

Виды подкрепления............................................................................................................ 72

Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.............................................. 73

СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ............................................. 77

Предвиденные последствия.................................................................................................. 78

Саморегуляция и познание в поведении............................................................................. 79

Научение через моделирование............................................................................................ 80

Основные процессы научения через наблюдение.............................................................. 82

Подкрепление в научении через наблюдение..................................................................... 86

Косвенное обусловливание............................................................................................... 87

Самоподкрепление.............................................................................................................. 89

Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания—психическую активность в виде восприятий, представлений, чувств и мыслей, даже если она и недоступна внешнему наблюдению и не производит каких-либо непосредственных изменений во внешнем мире. Формы активности варьируют от образов и представлений, возникающих во снах и грезах, до действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану.

Если исходить из этого, то перед исследователями человеческого поведения встает масса вопросов. Например: по каким основаниям можно вычленять в потоке активности отдельные единицы и относить их к определенным классам? Как внутренне структурирована каждая единица? Какие процессы лежат в основе той или иной их организации? и т. д. Вопросы такого рода стоят как перед психологией в целом, так и перед любой из ее частных областей. Часть этих вопросов связана с психологией мотивации, но к ее проблематике относятся лишь такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение некоторой цели. Исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности на единицы прежде всего с точки зрения вопроса «Зачем?» – это потребности, мотивы, цели. Конкретно этот вопрос можно сформулировать весьма различным образом. Например: насколько правомерно соотнесение различных единиц активности с единицами одного типа или отграничение их от единиц другого типа? Как изменяются потребности, мотивы и цели одного типа в течение жизни индивида и какими могут быть индивидуальные различия? Почему в одних ситуационных условиях человек выбирает один стиль поведения, а не какую-то иную активность и некоторое время с определенной настойчивостью стремится достичь определенных целей?

Разумеется, есть важные проблемы, которые исследования мотивации не затрагивают, поскольку их разрешение почти не связано с ответом на вопрос «Зачем?». К ним относится проблема структуры активности, единиц, стадий и процессов, из которых она складывается, и координации этих компонентов. В частности, всевозможные функциональные способности, такие, как восприятие, переработка информации, речь, моторные навыки, без которых активность не могла бы осуществляться, в исследованиях мотивации даже не затрагиваются. Их изучением занимаются другие разделы психологии, прежде всего психология познавательных процессов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: