СОДЕРЖАНИЕ
Курс лекций
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ
ФУРМАНОВ И.А.
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................. 3
ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ................................................................ 4
Виды активности...................................................................................................................... 4
Параметры личностной детерминации действия................................................................. 7
Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей................................ 9
Индивид и ситуация................................................................................................................ 9
Взаимодействие индивида с ситуацией.............................................................................. 10
Взаимодействие как процесс взаимовлияния..................................................................... 12
Поведение: ситуация и действие.......................................................................................... 13
ПСИХОАНАЛИЗ................................................................................................................... 17
Влечения - движущая сила поведения................................................................................. 18
|
|
Характеристики влечений..................................................................................................... 19
Закономерности проявления влечений................................................................................ 21
Ошибочные действия............................................................................................................. 22
Случайные и симптоматические действия.......................................................................... 38
ТЕОРИЯ ПОЛЯ...................................................................................................................... 39
Основные понятия теории поля........................................................................................... 39
Модель личности.................................................................................................................... 40
Модель окружения................................................................................................................. 46
Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля.................................. 48
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ........................................................................................................... 57
Теория классического (респондентного) обусловливания................................................ 58
Принципы классического обусловливания..................................................................... 58
Феномены респондентного обусловливания................................................................... 60
Теория оперантного обусловливания.................................................................................. 62
Процесс: оперантного обусловливания............................................................................ 62
Типы подкреплений............................................................................................................ 64
Генерализация и различение стимулов............................................................................ 65
Режимы подкрепления....................................................................................................... 68
Виды подкрепления............................................................................................................ 72
Контроль поведения посредством аверсивных стимулов.............................................. 73
|
|
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ............................................. 77
Предвиденные последствия.................................................................................................. 78
Саморегуляция и познание в поведении............................................................................. 79
Научение через моделирование............................................................................................ 80
Основные процессы научения через наблюдение.............................................................. 82
Подкрепление в научении через наблюдение..................................................................... 86
Косвенное обусловливание............................................................................................... 87
Самоподкрепление.............................................................................................................. 89
Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания—психическую активность в виде восприятий, представлений, чувств и мыслей, даже если она и недоступна внешнему наблюдению и не производит каких-либо непосредственных изменений во внешнем мире. Формы активности варьируют от образов и представлений, возникающих во снах и грезах, до действий, произвольно осуществляемых по заранее намеченному плану.
Если исходить из этого, то перед исследователями человеческого поведения встает масса вопросов. Например: по каким основаниям можно вычленять в потоке активности отдельные единицы и относить их к определенным классам? Как внутренне структурирована каждая единица? Какие процессы лежат в основе той или иной их организации? и т. д. Вопросы такого рода стоят как перед психологией в целом, так и перед любой из ее частных областей. Часть этих вопросов связана с психологией мотивации, но к ее проблематике относятся лишь такие формы активности, которые характеризуются направленностью на достижение некоторой цели. Исследования мотивации призваны обосновать расчленение потока активности на единицы прежде всего с точки зрения вопроса «Зачем?» – это потребности, мотивы, цели. Конкретно этот вопрос можно сформулировать весьма различным образом. Например: насколько правомерно соотнесение различных единиц активности с единицами одного типа или отграничение их от единиц другого типа? Как изменяются потребности, мотивы и цели одного типа в течение жизни индивида и какими могут быть индивидуальные различия? Почему в одних ситуационных условиях человек выбирает один стиль поведения, а не какую-то иную активность и некоторое время с определенной настойчивостью стремится достичь определенных целей?
Разумеется, есть важные проблемы, которые исследования мотивации не затрагивают, поскольку их разрешение почти не связано с ответом на вопрос «Зачем?». К ним относится проблема структуры активности, единиц, стадий и процессов, из которых она складывается, и координации этих компонентов. В частности, всевозможные функциональные способности, такие, как восприятие, переработка информации, речь, моторные навыки, без которых активность не могла бы осуществляться, в исследованиях мотивации даже не затрагиваются. Их изучением занимаются другие разделы психологии, прежде всего психология познавательных процессов.