Общественная мысль
Наука и техника
Просвещение
В 1708 г. был введен новый гражданский шрифт. Перешли от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. В начале 18 в. появляется первая русская печатная газета «Ведомости». Образование носит светский характер. К середине 18 в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Дети дворян учились в военных инженерных корпусах, дети духовенства – в духовных семинариях, разночинцев и купцов – в медицинских, горных, коммерческих и других профильных школах.
При Елизавете дворян готовили не только к военной, но и к общественной службе. Образованный дворянин должен был знать историю, географию, риторику, искусство. Это воспитывало сословную гордость, достоинство. Целое сословие крепостных крестьян не могло получить образование.
В 1755 г. по инициативе и проекту Ломоносова был построен и открыт Московский университет. Он поднимался над сословной школой. В нем могли учиться даже дети крепостных, получивших вольную от помещика. Лекции читались на русском языке, а не на латинском. При МГУ находилась типография и библиотека.
|
|
В первой четверти 18 в. активно изучались природные богатства страны. Были открыты разные залежи на Урале, исследовался донецкий каменноугольный район. Изучались Сибирь, побережье Каспийского моря, Ледовитого океана. В результате в середине 18 в. географ Кириллов подготовил издание «Атласа Российского». Экспедиции Перинга достигли пролива между Азией и Америкой. Свои открытия сделали Челюскин, братья Лаптевы.
Начало исторической науки положили Татищев, Ломоносов, Щербаков, Болтин. Это связано с деятельностью Ломоносова, выходца из государственных крестьян Архангельской губернии. Он был первым из основоположников физической химии, высказал предположение об атомно-молекулярном строении вещества, открыл закон сохранения энергии, занимался изучением атмосферного электричества, открыл атмосферу на Венере. Изучал и гуманитарные науки – историю, литературу; писал оды, поэмы, стихотворения.
Решались проблемы преодоления отсталости России. Петр I и его сподвижники – Феофан Прокопович, Петр Шафиров – доказали необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютивную власть. Петр I лишил церковь самостоятельности, подчинил ее государству.
При Петре I – бритье бород, лица, короткая стрижка, европейский стиль одежды. С немецкого было переведено руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе – «юности честное зерцало». В повседневную жизнь знати входит традиция двуязычия. При Петре I и Анне Иоанновне распространялся немецкий язык, при Елизавете – французский. Праздники – ассамблеи или собрания дворян, массовых гуляний.