Разработка новой структуры принципов бенчмаркинга

Комплекс усовершенствований в системе бенчмаркинга

Было проведено исследование соответствия определений бенчмаркинга его принципам и соответствия принципов требованиям и отличительным особенностям различных форм бенчмаркинга. Предположение состояло в том, что сопоставление этих структур может выявить области, в которых устаревшие принципы бенчмаркинга не отражают прогресс методологии, и на основе полученных результатов можно будет адекватно усовершенствовать структуру принципов бенчмаркинга, а также разработать лучшее определение. Уточнение определения бенчмаркинга строилось в соответствии с тремя положениями:

1. Определение бенчмаркинга кратко должно выражать суть, основу и принципы методологии бенчмаркинга.

2. Толкование определения должно допускать все виды бенчмаркинга.

3. Определение не должно противоречить другим определениям.

Исследование принципов бенчмаркинга опиралось на имеющиеся структуры принципов в работах Уотсона, Михайловой и Австралийского центра маркетинга, как наиболее представительных. Было проведено несколько этапов:

1. Выделение, классификация и обобщение наиболее существенных свойств методологии бенчмаркинга, выраженных в определениях.

2. Сопоставление упорядоченной структуры определений бенчмаркинга с существующими принципами бенчмаркинга.

3. Анализ того, насколько принципы бенчмаркинга отражают эволюционирующий характер методологии, выраженный в определениях.

4. Анализ соответствия принципов различным видам бенчмаркинга.

5. Формулировка неточностей и недостатков в принципах бенчмаркинга.

6. Предложение нового лучшего состава принципов бенчмаркинга и нового определения бенчмаркинга, соответствующего им.

В целом, бенчмаркинг предполагает системное изучение всех факторов и причин, которые определяют позиции лидера. Изучение и заимствование лучшей практики с одновременной адаптацией лучших достижений к своим собственным потребностям составляет суть бенчмаркинга.

Аспекты оценки и улучшения на основе обучения присутствуют во всех версиях определений. Предметная область охватывает широкий спектр экономических феноменов, что доказывает многоаспектный характер методологии бенчмаркинга, её большой прикладной потенциал. Параллелизм и разнобой в терминологии и системах основных понятий бенчмаркинга в значительной мере обусловлены гибкостью сущности бенчмаркинга, наличием разных аспектов сложной многообразной практики, а также её динамичной эволюцией.

С позиций прагматизма бенчмаркинг представляет собой, прежде всего, действие. Рабочая структура определения бенчмаркинга включает действие как центральный элемент. Модель определения бенчмаркинга строилась по следующей форме: характеристика действия… действие… содержание действия… характеристика объекта действия… объект действия… (для) цель действия.

На рисунке ниже элементы определений бенчмаркинга были выделены и обобщены в таблице для семантического анализа и сопоставления с принципами бенчмаркинга. Таблица включает множество классифицированных элементов из разных определений бенчмаркинга. Также приведены принципы бенчмаркинга Уотсона и Михайловой. Элемент определения, соответствующий принципу выделяется жирным (признак группы принципов) и номером принципа в группе. Из таблицы можно реконструировать многие основные определения бенчмаркинга. Например, если взять первую строчку таблицы то получиться, что бенчмаркинг – это маркетинговый процесс сравнения наилучших практик для создания базы предметного исследования.

В следующем рисунке анализируется соответствие форм бенчмаркинга тем же принципам. Перечислены различные формы бенчмаркинга и их отличительные особенности. С помощью связей отмечается, как принципы соотносятся со спецификой форм бенчмаркинга и отражают её.


                         
 
 
   
Принципы Уотсона
 
Принципы Михайловой
 
Австралийские принципы
 
   
1.Аналогия
 
1.Важность бизнес-процессов
 
1.Признание ценности обучения от других посредством сравнения и заимствования опыта
 
   
2.Измерение
 
2.Концентрация на качестве
 


                         
   
Вид бенчмаркинга
 
Отличительные особенности
 
 
Бенчмаркинг внутренний
 
Акцент на внутреннюю среду, поиск и идентификация резервов эффективности
     
Принципы Уотсона
 
 
 
 
Бенчмаркинг конкурентный
 
 
 
Бенчмаркинг функциональный
 
 
Бенчмаркинг общий (generic)
 
 
Бенчмаркинг ассоциативный
 
 
Бенчмаркинг сетевой (network)
 
 
Бенчмаркинг концептуальный
 
 
Бенчмаркинг процессов
 
 
Бенчмаркинг производительности
 
 
Бенчмаркинг технологий
 
 
Бенчмаркинг компетенций
 
 
Бенчмаркинг стратегический
 
 
Бенчмаркинг глобальный
 
 
 
Бенчмаркинг преактивный (lead)
 
Акцент на преактивность, предиктивность, прогноз, футуристичность в бенчмаркинге.
 
 
   
Рис. 2.5. Соответствие современных видов и принципов бенчмаркинга


Принципы бенчмаркинга Уотсона хорошо отражены в определениях бенчмаркинга и отражают сущность методологии. В то же время они не охватывают важные аспекты новых форм бенчмаркинга.

Спорным является принцип взаимности Уотсона. Он актуален далеко не во всех случаях. Он соответствует требованиям ассоциативного и сетевого видов бенчмаркинга, но сущность конкурентного бенчмаркинга прямо противоречит этому принципу. В общем случае принцип взаимности остается благим пожеланием, которое нелегко реализовать на практике.

В условиях глобализации и гиперконкуренции, общего роста неопределенности внешней среды важность принципа измерения остается бесспорной, но его содержание необходимо критически переосмыслить.

Не вызывают сомнений принципы аналогии и достоверности.

При анализе принципов бенчмаркинга Михайловой Е.В. возникает впечатление, что они сформулированы скорей для некоторых форм бенчмаркинга, чем для методологии в целом.

Важность бизнес-процессов актуальна лишь для нескольких видов бенчмаркинга. Методология в целом использует в качестве объектов изучения не только бизнес-процессы, но и компетенции, стратегии, производительность.

Концентрация на качестве относится скорей не к методологии бенчмаркинга, а вообще к работе предприятий и организаций. Хотя высокое качество фигурирует как цель бенчмаркинга, а качественные процессы являются его объектами, требование концентрации на качестве не кажется принципом первостепенной важности и отличительной особенностью бенчмаркинга.

Принцип систематичности в проведении внешнего бенчмаркинга действительно важен и отражен в определениях бенчмаркинга.

Принцип «бенчмаркинг – основа выживания» сформулирован недостаточно научно. Кроме того, такое утверждение относится скорей к принципам деятельности организации, чем собственно к методологии бенчмаркинга.

Принцип необходимости учета несовершенства классической модели TQM в процессе планирования бенчмаркинговой деятельности не отражен ни в одном из определений бенчмаркинга и не является специфической особенностью какого-либо вида бенчмаркинга. Его важность для планирования бенчмаркинговой деятельности кажется весьма относительной.

Более полезны и современны оказались принципы бенчмаркинга, сформулированные австралийскими специалистами.

Принцип признания ценности обучения от других посредством сравнения и заимствования опыта вполне отражает специфику бенчмаркинга. Этот принцип отражен во многих определениях бенчмаркинга. Единственно в этом принципе сочетается сразу несколько аспектов бенчмаркинга. Лучше было бы разбить принцип на два-три принципа.

Принцип использования фактических, точных измерителей перекликается с принципом измерения Уотсона.

Принцип целеустремленности в проведении изменений больше относится к практической плоскости бенчмаркинга, а не к ядру концепции.

Принцип объективности для адекватного понимания своих позиций в чем-то похож на требование принципа достоверности. Но принцип достоверности более содержательный и обобщающий.

В то же время большое количество аспектов определений бенчмаркинга и особенностей новых видов бенчмаркинга не соотносятся ни с одним из существующих принципов бенчмаркинга. Эта проблема является особенно острой для новых видов бенчмаркинга.

Из определений для последующего отражения в новой структуре принципов предварительно выделены следующие ключевые моменты методологии: системность, историзм, эволюция, неординарные цели, непрерывность, поиск наилучших образов, сравнение, аналогии, измерение, достоверность, познание, обучение, наблюдение, прагматизм, эффективность, достоверность.

На основе вышеизложенных исследований была разработана и предложена новая структура принципов бенчмаркинга, которая в большей степени отвечает существующим тенденциям в определении бенчмаркинга, отражает расширение концепции в её новых формах, более ясно и последовательно выражают сущность методологии в сравнении с другими структурами. Эта структура разработана на основе схемы эпистемологического анализа теорий Имре Лакатоша, согласно которой любая теория включает два компонента – «жесткое ядро» (положения, которые должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций, сопровождающих развитие теории) и «защитную оболочку» (положения, которые подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории).

Основные принципы составляют базис методологии бенчмаркинга, который используется во всех формах и алгоритмах бенчмаркинга. Состав основных принципов не должен меняться. Дополнительные принципы выражают специфическую особенность некоторых (в первую очередь новых) форм бенчмаркинга, которые опираются не только на основные принципы бенчмаркинга, но и на ряд полезных положений и представлений, которые нельзя назвать целиком свойственными классической методологии бенчмаркинга. Раздел дополнительных принципов всегда доступен для внесения изменений и добавлений при появлении новых форм бенчмаркинга

Таблица 2.4

Новая структура принципов бенчмаркинга

Основные принципы бенчмаркинга
  Принцип системности
  Принцип перфекционизма
  Принцип измерения
  Принцип традукции
  Принцип контекстуализации
  Принцип достоверности
  Принцип эффективности
Дополнительные принципы бенчмаркинга
  Принцип взаимности
  Принцип превентивности
  Принцип синергетики

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: