Комплекс усовершенствований в системе бенчмаркинга
Было проведено исследование соответствия определений бенчмаркинга его принципам и соответствия принципов требованиям и отличительным особенностям различных форм бенчмаркинга. Предположение состояло в том, что сопоставление этих структур может выявить области, в которых устаревшие принципы бенчмаркинга не отражают прогресс методологии, и на основе полученных результатов можно будет адекватно усовершенствовать структуру принципов бенчмаркинга, а также разработать лучшее определение. Уточнение определения бенчмаркинга строилось в соответствии с тремя положениями:
1. Определение бенчмаркинга кратко должно выражать суть, основу и принципы методологии бенчмаркинга.
2. Толкование определения должно допускать все виды бенчмаркинга.
3. Определение не должно противоречить другим определениям.
Исследование принципов бенчмаркинга опиралось на имеющиеся структуры принципов в работах Уотсона, Михайловой и Австралийского центра маркетинга, как наиболее представительных. Было проведено несколько этапов:
|
|
1. Выделение, классификация и обобщение наиболее существенных свойств методологии бенчмаркинга, выраженных в определениях.
2. Сопоставление упорядоченной структуры определений бенчмаркинга с существующими принципами бенчмаркинга.
3. Анализ того, насколько принципы бенчмаркинга отражают эволюционирующий характер методологии, выраженный в определениях.
4. Анализ соответствия принципов различным видам бенчмаркинга.
5. Формулировка неточностей и недостатков в принципах бенчмаркинга.
6. Предложение нового лучшего состава принципов бенчмаркинга и нового определения бенчмаркинга, соответствующего им.
В целом, бенчмаркинг предполагает системное изучение всех факторов и причин, которые определяют позиции лидера. Изучение и заимствование лучшей практики с одновременной адаптацией лучших достижений к своим собственным потребностям составляет суть бенчмаркинга.
Аспекты оценки и улучшения на основе обучения присутствуют во всех версиях определений. Предметная область охватывает широкий спектр экономических феноменов, что доказывает многоаспектный характер методологии бенчмаркинга, её большой прикладной потенциал. Параллелизм и разнобой в терминологии и системах основных понятий бенчмаркинга в значительной мере обусловлены гибкостью сущности бенчмаркинга, наличием разных аспектов сложной многообразной практики, а также её динамичной эволюцией.
С позиций прагматизма бенчмаркинг представляет собой, прежде всего, действие. Рабочая структура определения бенчмаркинга включает действие как центральный элемент. Модель определения бенчмаркинга строилась по следующей форме: характеристика действия… действие… содержание действия… характеристика объекта действия… объект действия… (для) цель действия.
|
|
На рисунке ниже элементы определений бенчмаркинга были выделены и обобщены в таблице для семантического анализа и сопоставления с принципами бенчмаркинга. Таблица включает множество классифицированных элементов из разных определений бенчмаркинга. Также приведены принципы бенчмаркинга Уотсона и Михайловой. Элемент определения, соответствующий принципу выделяется жирным (признак группы принципов) и номером принципа в группе. Из таблицы можно реконструировать многие основные определения бенчмаркинга. Например, если взять первую строчку таблицы то получиться, что бенчмаркинг – это маркетинговый процесс сравнения наилучших практик для создания базы предметного исследования.
В следующем рисунке анализируется соответствие форм бенчмаркинга тем же принципам. Перечислены различные формы бенчмаркинга и их отличительные особенности. С помощью связей отмечается, как принципы соотносятся со спецификой форм бенчмаркинга и отражают её.
|
|
| ||||||||||
|
|
| ||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
|
| |||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
| |||||||||||
|
Принципы бенчмаркинга Уотсона хорошо отражены в определениях бенчмаркинга и отражают сущность методологии. В то же время они не охватывают важные аспекты новых форм бенчмаркинга.
Спорным является принцип взаимности Уотсона. Он актуален далеко не во всех случаях. Он соответствует требованиям ассоциативного и сетевого видов бенчмаркинга, но сущность конкурентного бенчмаркинга прямо противоречит этому принципу. В общем случае принцип взаимности остается благим пожеланием, которое нелегко реализовать на практике.
В условиях глобализации и гиперконкуренции, общего роста неопределенности внешней среды важность принципа измерения остается бесспорной, но его содержание необходимо критически переосмыслить.
Не вызывают сомнений принципы аналогии и достоверности.
При анализе принципов бенчмаркинга Михайловой Е.В. возникает впечатление, что они сформулированы скорей для некоторых форм бенчмаркинга, чем для методологии в целом.
Важность бизнес-процессов актуальна лишь для нескольких видов бенчмаркинга. Методология в целом использует в качестве объектов изучения не только бизнес-процессы, но и компетенции, стратегии, производительность.
|
|
Концентрация на качестве относится скорей не к методологии бенчмаркинга, а вообще к работе предприятий и организаций. Хотя высокое качество фигурирует как цель бенчмаркинга, а качественные процессы являются его объектами, требование концентрации на качестве не кажется принципом первостепенной важности и отличительной особенностью бенчмаркинга.
Принцип систематичности в проведении внешнего бенчмаркинга действительно важен и отражен в определениях бенчмаркинга.
Принцип «бенчмаркинг – основа выживания» сформулирован недостаточно научно. Кроме того, такое утверждение относится скорей к принципам деятельности организации, чем собственно к методологии бенчмаркинга.
Принцип необходимости учета несовершенства классической модели TQM в процессе планирования бенчмаркинговой деятельности не отражен ни в одном из определений бенчмаркинга и не является специфической особенностью какого-либо вида бенчмаркинга. Его важность для планирования бенчмаркинговой деятельности кажется весьма относительной.
Более полезны и современны оказались принципы бенчмаркинга, сформулированные австралийскими специалистами.
Принцип признания ценности обучения от других посредством сравнения и заимствования опыта вполне отражает специфику бенчмаркинга. Этот принцип отражен во многих определениях бенчмаркинга. Единственно в этом принципе сочетается сразу несколько аспектов бенчмаркинга. Лучше было бы разбить принцип на два-три принципа.
Принцип использования фактических, точных измерителей перекликается с принципом измерения Уотсона.
Принцип целеустремленности в проведении изменений больше относится к практической плоскости бенчмаркинга, а не к ядру концепции.
Принцип объективности для адекватного понимания своих позиций в чем-то похож на требование принципа достоверности. Но принцип достоверности более содержательный и обобщающий.
|
|
В то же время большое количество аспектов определений бенчмаркинга и особенностей новых видов бенчмаркинга не соотносятся ни с одним из существующих принципов бенчмаркинга. Эта проблема является особенно острой для новых видов бенчмаркинга.
Из определений для последующего отражения в новой структуре принципов предварительно выделены следующие ключевые моменты методологии: системность, историзм, эволюция, неординарные цели, непрерывность, поиск наилучших образов, сравнение, аналогии, измерение, достоверность, познание, обучение, наблюдение, прагматизм, эффективность, достоверность.
На основе вышеизложенных исследований была разработана и предложена новая структура принципов бенчмаркинга, которая в большей степени отвечает существующим тенденциям в определении бенчмаркинга, отражает расширение концепции в её новых формах, более ясно и последовательно выражают сущность методологии в сравнении с другими структурами. Эта структура разработана на основе схемы эпистемологического анализа теорий Имре Лакатоша, согласно которой любая теория включает два компонента – «жесткое ядро» (положения, которые должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций, сопровождающих развитие теории) и «защитную оболочку» (положения, которые подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории).
Основные принципы составляют базис методологии бенчмаркинга, который используется во всех формах и алгоритмах бенчмаркинга. Состав основных принципов не должен меняться. Дополнительные принципы выражают специфическую особенность некоторых (в первую очередь новых) форм бенчмаркинга, которые опираются не только на основные принципы бенчмаркинга, но и на ряд полезных положений и представлений, которые нельзя назвать целиком свойственными классической методологии бенчмаркинга. Раздел дополнительных принципов всегда доступен для внесения изменений и добавлений при появлении новых форм бенчмаркинга
Таблица 2.4
Новая структура принципов бенчмаркинга
Основные принципы бенчмаркинга | |
Принцип системности | |
Принцип перфекционизма | |
Принцип измерения | |
Принцип традукции | |
Принцип контекстуализации | |
Принцип достоверности | |
Принцип эффективности | |
Дополнительные принципы бенчмаркинга | |
Принцип взаимности | |
Принцип превентивности | |
Принцип синергетики |