Отношения между понятиями

Виды понятий

Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их сравнении.

Основание деления Виды понятий Видовые отличия групп понятий Примеры
Содержание Конкретные Абстрактные В понятии мыслится какой-либо предмет или класс предметов В понятии мыслятся отдельные свойства или отношения, отвлеченные от предметов Реклама, снег, книга, государство Посредничество, белизна, смелость, ответственность
Качество Положительные Отрицательные Понятие выражает наличие у предмета определенных признаков Понятие выражает отсутствие у предмета определенных признаков Грамотный, верующий, порядочный (человек) Достоверная, корректная (реклама) Неграмотный, неверующий, беспринципный (человек) Недостоверная, некорректная (реклама)
Относительные Безотносительные Пары понятий, содержание которых немыслимо одно без другого В понятии мыслится предмет вне отношения к другим предметам Ученик–учитель, родители – дети Государство, реклама
  Собирательные Несобирательные Группа однородных предметов мыслится как единое целое Содержание можно отнести к каждому предмету данного класса Созвездие, коллектив, «Рекламист – это звучит гордо!» Звезда, член коллектива, Рекламный носитель
Объем Единичные Общие Общие нерегистрируемые Общие регистрируемые Понятие, в котором мыслится один предмет Понятие, в котором мыслится множество предметов РФ, Известный рекламист Д. Огилви Государство, Рекламист
  Не поддаются учету (регистрации) Поддаются учету (регистрации)   Специалист, потребитель Рекламные агентства г. Красноярска
Пустые С нулевым объемом Вечный двигатель. Пегас, кентавр и другие мифологические персонажи

Таким образом, любое понятие может быть охарактеризовано указанием перечисленных признаков. Дать логическую характеристику понятию – это значит отразить все его существенные признаки по содержанию, качеству и объему.

Например, логическая характеристика понятия «реклама»: Реклама – конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрируемое.

Рассмотрим теперь классификацию отношений между понятиями, выделив прежде всего классы сравнимых и несравнимых понятий.

Сравнимыми называют понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти предметы сравнивать. Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому их сравнивать нельзя. Сравнимые понятия делят на совместимые и несовместимые.

Отношения Характеристика Примеры  
Совместимые Существует общая часть объемов понятий    
Отношения равнообъемности (эквиваленции) Понятия отличаются друг от друга по своему содержанию, но их объемы совпадают «Писатель Л. Н. Толстой» и «Автор романа «Война и мир»»  
Отношения рода и вида (подчинения) В объеме одного из понятий (родового понятия) входит объем другого понятия (видового понятия), не совпадающего с первым «Средства массовой информации» и «Телевидение»  
Отношения перекрещивания (пересечения) Объемы понятий имеют общую часть, но в объеме каждого из них имеются элементы, которые не входят в объем другого «Студенты» и «Спортсмены»  
Несовместимые Объемы понятий не имеют общей части, если что-либо входит в объем одного из понятий, то в объем другого оно не входит    
Отношения противоположности (контрарности) Объемы двух понятий, одно из которых содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет другими, исключающими. Объемы этих понятий в сумме составляют лишь часть объема «Большой дом» и «Маленький дом»; «Коммерческая реклама» и «Социальная реклама»  
Отношения противоречия (контрадикторности) Два вида одного родового понятия, в одном из которых обобщаются предметы, имеющие какое-то свойство, а в другом – лишенные этого свойства. Объемы этих понятий в сумме составляют весь объем рода, которому подчиняются «Большой дом» и «Небольшой дом»; «Коммерческая реклама» и «Некоммерческая реклама»  
Отношения соподчинения Виды одного родового понятия – не противоречащие и не противоположные. Они подчинены общему для них родовому понятию «Средства массовой информации» и «Телевидение», «Радио», «Пресса»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: