Правила постановки простых и сложных вопросов
1. Корректность постановки вопроса. Вопросы должны быть правильно поставленными, корректными. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы. В качестве примера использования неопределенных вопросов в рекламе можно привести рекламные щиты, размещенные в г. Красноярске, где на фоне голубого неба и белых облаков присутствовал один-единственный вопрос: «Что такое Петра?» (без какой-либо смысловой привязки; как выяснилось позднее, речь шла о рекламе стоматологической клиники).
2. Предусмотренные альтернативы ответа («да» или «нет») на уточняющие вопросы. Например: «Шел ли вчера в центре г. Красноярска дождь?» (вопрос предусматривает альтернативы ответа).
3. Краткость и ясность формулировки вопроса: длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.
4. Простота вопроса: если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых.
5. В сложных разделительных опросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например: «К какому виду рекламных носителей относится реклама в журнале: печатная, телевизионная или реклама на радио?» (здесь не представлены альтернативы – наружная реклама, реклама в Интернет).
6. Необходимость отличать обычный вопрос от риторического вопроса (например, «Кто из вас не знает фамилию действующего президента РФ?»). Риторические вопросы являются суждениями, так как в них содержится утверждение или отрицание, обычные же вопросы суждениями не являются.
1. Ответы на простые вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, «ли»-вопрос) предполагает одно из двух: «да» или «нет». Например, «Является ли А. Маслоу автором классификации потребностей (пирамиды потребностей)?» (ответ: «Да»).
Ответ на простой вопрос второго типа (восполняющий, непрямой, «к»-вопрос) требует привлечения точной, исчерпывающей информации о времени, месте, причинах, результатах события и других условиях и факторах. Например: «Как сделать кожу нежной и гладкой? Вам нужен крем-гель для душа «Dove».
2. Ответы на сложные вопросы. Ответ на сложный соединительный (конъюнктивный) вопрос требует ответа на все простые вопросы, входящие в сложный. Например: «Верно ли, что настойку женьшеня применяют в качестве тонизирующего средства при гипертонии, переутомлении, неврастении?» (ответ: «Да», «Да», «Да». Или: «Да, настойку женьшеня применяют и при..., и при.., и при…»).
При ответе же на сложный разделительный (дизъюнктивный) вопрос часто достаточно дать ответ лишь на один или несколько из составляющих его простых вопросов. Например: «Вы предпочитаете отдыхать на российских или заграничных пляжах?» (ответ: «На заграничных»).