Исполнение бюджетов по доходам

Исполнение федерального бюджета по доходам в течение бюджетного года до 1 января 2005 г. осуществлялось в соответствии с Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Фе­дерации, утвержденной Приказом Минифина от 14.12.99 г. №91н.

Оперативно-аналитический учет, распределение и отражение доходов в регистрах аналитического учета осуществляются еже­дневно автоматизированно, а электронный документооборот – с использованием средств ЭЦП (электронной цифровой подписи). Формат электронных сообщений устанавливается Федеральным казначейством по согласованию с соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета – администратором поступлений в бюджет. Органы Федерального казначейства могут представлять заверенные в установленном порядке расчетные до­кументы на бумажных носителях по запросам администраторов поступлений в бюджет в случаях возникновения судебного разби­рательства.

На основании данных оперативно-аналитического учета дохо­дов производится обмен информацией между органами Федераль­ного казначейства, налоговыми и финансовыми органами, кредит­ными организациями, а также обеспечение необходимой инфор­мацией внутренних и внешних пользователей.

Взаимодействие Федерального казначейства с администратора­ми поступлений в бюджет заключается в представлении Федераль­ным казначейством администраторам поступлений в бюджет до­кументов о проведенных операциях по учету поступлений в бюд­жетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о по­ступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах, возложенных на администраторов полномочий.

Рассмотрим этапы исполнения федерального бюджета по до­ходам.

1. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета

Уплата налогов и прочих платежей в бюджет происходит в мо­мент списания денежных средств со счета плательщика в кредит­ной организации. Нарушение налогоплательщиком установлен­ного срока платежа влечет ответственность, определенную ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в виде пени, равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России за каждый день просроч­ки (от суммы платежа).

Учреждения ЦБ России и коммерческие банки обязаны принять платежные документы к исполнению независимо от состояния своего корреспондентского счета. В соответствии со ст. 133 Нало­гового кодекса Российской Федерации нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика или на­логового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ России, но не более 0,2% за каждый день просрочки (от суммы платежа).

Ежедневно учреждения ЦБ России зачисляют доходы на лице­вые счета казначейства, что должно быть подтверждено выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных докумен­тов к ней.

Для учета поступления и распределения доходов между бюдже­тами разных уровней и учета доходов федерального бюджета орга­нам Федерального казначейства в кредитных организациях откры­ваются счета № 40101 «Налоги, распределяемые органами Феде­рального казначейства» и № 40102 «Доходы федерального бюджета». Основанием для их открытия служат совместные указания ЦБ Российской Федера­ции, Минфина и Федеральной налоговой службы. Органы Феде­рального казначейства доводят до налоговых органов реквизиты счетов не позднее дня, следующего за днем их открытия или днем внесения в них изменений.

До плательщиков налогов (сборов) и других обязательных пла­тежей реквизиты счетов, открытых органам Федерального казна­чейства и предназначенных для зачисления доходов, подлежащих перечислению в бюджеты разных уровней, доводят налоговые ор­ганы. Сведения о реквизитах счетов бюджетов субъектов Россий­ской Федерации, местных бюджетов, сведения об их изменении с указаниями новых реквизитов направляются органам Федераль­ного казначейства соответствующими финансовыми органами в десятидневный срок после их открытия или внесения в них изме­нений в соответствии с порядком обслуживания территориальны­ми органами Федерального казначейства на договорной возмезд­ной основе исполнения бюджетов субъектов Российской Федера­ции и местных бюджетов. Если органы Федерального казначейства выполняют функции по учету исполнения бюджета субъекта Рос­сийской Федерации и местных бюджетов по доходам, учет и рас­пределение доходов осуществляются на отдельных счетах органов Федерального казначейства, а доходы после их учета перечисляют­ся на счета соответствующих бюджетов.

2. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов

Возмещение налогов, сборов и других обязательных платежей, установленное в законодательном порядке за счет средств феде­рального бюджета, осуществляется со счета № 40102.

При этом оформляются следующие документы:

• платежные поручения органов Федерального казначейства или мемориальные ордера кредитной организации по расчет­ным чекам на возврат излишне уплаченных или ошибочно зачисленных доходов, а также возмещение средств из бюдже­та;

• мемориальные ордера органов Федерального казначейства, оформляемые на основании письменных уведомлений (за­ключений) налоговых органов о зачете излишне уплаченных сумм доходов в счет уплаты по другим налогам и сборам;

• заключения налоговых органов на зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов в четырех экземплярах, под­писанные руководителем (заместителем) налогового органа и заверенные оттиском печати налогового органа на первом эк­земпляре.

Рассмотрим порядок возврата налога из федерального бюджета на примере налога на добавленную стоимость, который определен Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 176 Налогового кодекса производится воз­врат налогоплательщику налога на добавленную стоимость при условии превышения уплаченной в бюджет суммы над исчисленной суммой налога. В первую очередь, сумма переплаты направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим на­логовым периодом, на исполнение обязанностей налогоплатель­щика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Рос­сийской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных плательщику, подлежащих за­числению в тот же бюджет. В настоящее время 100% налога на до­бавленную стоимость зачисляется в федеральный бюджет, поэтому при расчетах учитываются исключительно федеральные налоги.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по на­логам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу Российской Федерации, – по согласованию с таможенными органами и в течение 10 дней после проведения за­чета сообщают о нем налогоплательщику.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истек­шим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, под­лежит возврату налогоплательщику по его письменному заявле­нию. Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из федерального бюджета и в тот же с рок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.

Возврат указанных сумм осуществляется органами Федераль­ного казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения решения признается восьмой день, счи­тая со дня направления его налоговым органом. При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налого­плательщику, начисляются проценты исходя из 1/360 ставки рефи­нансирования Центрального банка Российской Федерации за каж­дый день просрочки.

3. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюд­жета

Сверка отчетных данных органов Федерального казначейства с отчетными данными администраторов поступлений в бюджет, а также с данными финансовых органов может осуществляться по мере обращения администратора поступлений в бюджет или фи­нансового органа в органы Федерального казначейства, но не чаще, чем ежемесячно. В случае выявления расхождений отчетных дан­ных устанавливаются причины этих расхождений и принимаются меры по их устранению.

Рассмотрим сначала порядок учета доходов бюджета, действо­вавший до 1 января 2005 г.

Учет поступивших доходов осуществлялся на основании следу­ющих документов:

• выписки кредитной организации из счетов по учету доходов федерального бюджета (счет № 40102);

• платежные поручения плательщиков и органов Федерального казначейства, получаемые в качестве приложения к выписке банка как на бумажных носителях, так и в виде электронных платежных поручений;

• платежные документы предприятий связи федерального орга­на исполнительной власти в области связи на поступившие переводы с приложением к ним талонов почтовых переводов, а при перечислении средств органами местного самоуправле­ния – сопроводительные ведомости с перечнем плательщи­ков, от которых указанными органами приняты платежи по соответствующим налогам;

• сводные платежные поручения Сбербанка России с приложе­нием квитанций по форме ПД-4, если доходы зачисляются наличными денежными средствами через отделения Сбербанка России;

• инкассовые поручения (распоряжения), выставленные нало­говыми органами и исполненные кредитными организация­ми;

• мемориальные ордера кредитных организаций о частичной оплате инкассовых поручений налоговых органов и судов, а также платежные документы плательщиков, предъявленные к корреспондентскому счету кредитной организации;

• мемориальные ордера органов Федерального казначейства, оформляемые на основании письменных уведомлений нало­говых органов об уточнении вида дохода;

• другие документы, предусмотренные при безналичных расче­тах;

• сведения о льготах, отсрочках (рассрочках) по налогам (сбо­рам) и обязательным платежам, налоговых и инвестиционных налоговых кредитах и реструктуризации задолженности в со­ответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации.

Для ведения аналитического учета по счету № 40102 «Доходы федерального бюджета» по видам доходов федерального бюджета предназначена Карточка учета вида доходов (по каждому виду до­ходов в соответствии с классификацией доходов бюджета), а для сводного учета доходов, поступивших на счет № 40102, – Карточка учета доходов федерального бюджета (приложение № 14 Инструк­ции № 91н), заполняемая по видам доходов в соответствии с кода­ми бюджетной классификации.

На основании данных Сводного реестра поступивших доходов и возвратов платежей по счету № 40102 и Ведомости учета внебанковских операций по счету № 40102 формировалась Сводная ведо­мость учета доходов федерального бюджета (приложение № 15 к Инструкции № 91 н) в разрезе кодов бюджетной классификации (моКД).

Для регистрации сведений о суммах предоставленных платель­щикам льгот, отсрочек (рассрочек) по платежам, налоговых кре­дитов и налоговых инвестиционных кредитов и определения сумм перерасчетов между бюджетами разных уровней предназначена Ведомость учета перерасчетов доходов между бюджетами разных уровней (приложение № 11 к Инструкции № 91н).

Для сводного учета проведенных за день внебанковских операций, в том числе и зачетов излишне уплаченных доходов в счет погашения недоимки по другим доходам, предназначена Ведомость учета внебанковских операций (приложение № 6 к Инструкции № 91н) по каждому заключению налоговых органов о зачете или возврате платежей.

Для аналитического учета предназначены следующие формы:

• список кредитных организаций, нарушивших установленные сроки зачисления платежей в федеральный бюджет;

• оперативный отчет о поступлении доходов, учет которых осу­ществляют органы Федерального казначейства.

До принятия Федерального закона от 20.08.04 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Феде­рации в части регулирования межбюджетных отношений» в соот­ветствии с налоговым и бюджетным законодательством Россий­ской Федерации на балансовый счет № 40101 с символом отчетно­сти банка (01) зачислялись налоги и сборы, доходы от которых подлежали распределению между бюджетами разных уровней в соответствии с документами:

• нормативами отчислений (в процентах), устанавливаемыми на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федера­ции о региональном бюджете и решением органа местного са­моуправления о местном бюджете;

• Инструкцией о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней, утвержденной Приказом Минфина от 14.12.99 г. №91н;

• ежегодным приказом Минфина о перечне налогов и сборов, подлежащих зачислению на счет «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюд­жетной системы Российской Федерации».

В случае заключения соглашения о кассовом обслуживании местного бюджета органом Федерального казначейства в соответ­ствии с Приказом Минфина от 11.05.99 г. № 35н «Об утверждении типового соглашения между администрацией субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) и Управлением (Отделением) Федерального казначейства Минфина о кассовом обслуживании исполнения бюджета субъекта Российской Федера­ции» на тот же балансовый счет, но только с символом отчетности банка (02) зачислялись налоги и сборы, подлежащие распределе­нию в региональный и местный бюджеты. Основанием для отра­жения операций на балансовом счете № 40101 в данном случае являлись нормативы отчислений, устанавливаемые в процентах Федеральными законами, законами субъектов Российской Феде­рации и нормативными актами органов местного самоуправления ч местных бюджетах на соответствующий финансовый год, а также п. 11 Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъ­ектов Российской Федерации и местных бюджетов территориаль­ными органами Федерального казначейства, утвержденных При­казом Минфина от 19.04.2000 г. № 46н.

От момента уплаты налогоплательщиком налогов или сборов до момента отражения конкретных сумм в доходах соответству­ющего уровня бюджета через систему органов Федерального каз­начейства проходит 1–2 дня.

Органы Федерального казначейства обязаны обеспечить со­хранность бухгалтерских документов, в том числе отражающих исполнение федерального бюджета по доходам. Ответственность М правильную организацию и соблюдение установленного поряд­ка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководите­ля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: