Таким образом, первобытную культуру мы будем рассматривать через характеристику сознания первобытного человека, т. е. через раскрытие сущности так называемого мифологического сознания.
Для более глубокого исследования первобытной культуры часто прибегают к данным религиоведения, психологии, лингвистики и др. В этом случае ученые изучают не столько материальные стороны жизни первобытных людей, сколько особенности их мировосприятия, их религиозное мировидение, психологию отношения человека к себе, к другому, к миру в целом.
Поэтому построение научных представлений о первобытной культуре возможно не только на основании данных археологии (т. е. на основе сохранившихся материальных предметов древних культур), но и на достижениях в области этнографии (т. е. на основе описания современных племенных общностей, оторванных от цивилизации).
Изучение первобытной культуры в рамках культурологии вызывает большое затруднение. Это связано как с чрезмерной удаленностью данного этапа от нашего времени, так и с недостатком, крайней скудостью фактических, материальных данных о первобытной культуре, об образе жизни и взглядах на мир первых людей.
Первобытная культура
Лекция 6
Первобытная культура – древнейший этап всей мировой культуры. Этот период составляет основу всех современных видов жизнедеятельности человека. Именно в первобытное время зародились такие отрасли культурной деятельности, как религия, наука, искусство, поэзия, мораль, право, политика, образование и др.
В культурологии сложилась традиция понимать миф, мифологию, как минимум, в двух смыслах. Первое понимание мифа относится к эпохе Просвещения и последователям ее идеологии в последующие века. Согласно просветительской идеологии, к мифу относятся «заблуждения, фантазии, вымыселы» во взглядах древнейших (первобытных) людей. Также, по этой концепции, мифы – это сказания о богах и героях, о сотворении мира и человека. Просветительское объяснение мифа исходит из установки на то, что в обществе и культуре существует прогресс, эволюция нравов и сознания человечества от низшего (примитивного, варварского) уровня к высшему уровню – уровню цивилизации и господства Разума и Науки. Поэтому миф – это продукт донаучного мышления. Он порожден человеческими слабостями, страхами, недостаточностью знаний о мире и явлениях природы. Просветители были убеждены, что по мере утверждения науки, новых знаний о мире, миф в конечном итоге будет окончательно вытеснен из культуры и мировоззрения человека: «человек поумнеет и не будет более ничего выдумывать». То есть миф – явление культуры, присущее только первобытному мышлению и на современном этапе практически отсутствует – таковы взгляды представителей первой концепции.
Второе понимание мифа возникает в XX в. Новый взгляд на миф складывается из концепции А. Ф. Лосева, Э. Кассирера, Л. Леви-Брюля, К. Г. Юнга, Б. Малиновского, К. Леви-Строса и др. Главной особенностью рассматриваемого подхода к мифу является повышенное внимание к психологическому и феноменологическому измерению культуры. Это означает, что областью существования мифологии в первую очередь служит сознание человека. Согласно концепции Лосева и Юнга, миф – это глубинные пласты сознания человека, возникающие еще в древности, но оказывающие влияние и на современное состояние культуры и общества. Более того, распространению мифов не препятствует ни рост просвещения, ни достижения в науке и технике. Просто отмирают и теряют силу влияния на людей одни мифы (устаревшие) и возникают, утверждаются новые. Таким образом, согласно данной концепции, миф как бы «вечен», он присущ не только древним, но и современным людям. Миф образуется благодаря самой природе человека: «человек сам желает мифа, человек – мифотворческое существо», он не может без мифов и всецело от них зависит. По Юнгу, источник мифотворчества лежит в «коллективном бессознательном» человека и общества. Так как источник мифа – во внутреннем мире человека, то многие культурные процессы можно рассматривать, описывать и даже объяснять через особое состояние сознания – мифологическое.