Общество как динамическая система

Как система общество состоит из 4 подсистем (сфер жизни общества):

3. Экономическая подсистема.

4. Социальная подсистема.

5. Политическая подсистема.

6. Духовная подсистема.

Экономическая подсистема – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

· производство, распределение, обмен;

· потребление материальных благ;

Экономическая подсистема существует в таких формах как:

· Экономическое пространство, в котором происходит хозяйственная жизнь;

· Деятельность институтов управления экономикой;

· Способ производства материальных благ (схема "Способ производства материальных благ).

Производственные отношения – это отношения собственности. Тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики, диктует условия, в то время, как все остальные вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату.

Материальное производство имеет огромное значение:

· Создаёт материальные блага общества;

· Способствует решению проблем общества;

· Влияет на социальную структуру, на политические процессы, на духовную сферу общества.

Социальная подсистема – система внутреннего устройства общества (социальные группы, классы, нации), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и на национальном факторе.

Основные элементы социальной подсистемы:

§ Классы;

§ Страты;

§ Сословия;

§ Люди города и деревни;

§ Представители физического и умственного труда;

§ Социально-демографические группы (мужчины, женщины, молодёжь, старики)

§ Национальные общности.

По отношению к социальной подсистеме имеются два подхода:

Классовый подход (всё общество делится на большие группы, классы, между которыми происходит классовая борьба) распространён в марксистской философии.

Стратификационный подход (общество состоит из небольших социальных групп, - профессиональных, демографических, - взаимодействующих между собой). Этот подход свойственен современной западной философии.

Слово "стратификация" (от латинского "stratum" – покрывало, постель) заимствовано у геологов, в английском языке его стали понимать как пласт, слой общества. Люди ранжированы по полу, возрасту, профессии, национальной принадлежности, достатку. Для обозначения всей гаммы различий между людьми используют термин "социальная дифференциация", который объемлет различия между группами, индивидуумами. Это понятие использовал Г. Спенсер. Термин "социальная дифференциация" синонимичен термину "различие". Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное, статусное неравенство. Проблема равенства – неравенства постоянно обсуждается сторонниками этого подхода.

Под равенством понимают:

1. Личностное равенство;

2. Равенство возможностей в достижении целей;

3. Равенство условий жизни;

4. Равенство результатов деятельности.

Каждый человек в обществе имеет определённый статусный набор

Различают предписанный (характеризует закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую запрещён или затруднён) и достигаемый статус (характеризует подвижную систему стратификации, открытое общество, где возможны переходы из одной страты в другую).

Промежуточный тип характеризует относительно закрытую систему, переход тем не менее возможен.

Возможность перехода из одной группы в другую называется социальной мобильностью. Она – основа нормального существования общества, возможность самореализации человека. Сегодня около 60 % развитого общества составляет т. н. средний класс (мелкие предприниматели, торговцы, представители свободных профессий, представители технической и научной интеллигенции, работники сферы услуг).

Особый слой в обществе составляют маргиналы – люди, находящиеся в переходном состоянии, потерявшие связь с одной социальной группой и неспособные примкнуть к другой. Теория маргиналов была выдвинута одним из основателей Чикагской социологической школы Р. Э. Парком, дополнена Э. Стоунквистом. М. Вебер говорил, что маргиналы играют важную роль в обществе, являются социальной силой, носительницей реформистских тенденций.

Среди маргиналов могут быть этномаргиналы (мигранты в чужую среду, люди от смешанных браков), биомаргиналы (их здоровье перестаёт быть предметом заботы социума), социомаргиналы (перемещение целых групп), возрастные маргиналы (при разрыве связей между поколениями, при конфликте "отцов и детей"), политические маргиналы (их не устраивают легальные возможности и правила общественно-политической борьбы), экономические маргиналы (безработные), религиозные маргиналы (стоящие вне конфессий), криминальные маргиналы.

Чем выше процент маргинализации общества, тем выше его нестабильность, опасность аномии.

Классовый и стратификационный подходы имеют свои достоинства и недостатки, взаимодополняют, а не исключают друг друга

Ещё одним объектом социальной сферы является семья. Семья – это малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми. По представленности в них разных поколений семьи бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (родители, дети, родители супругов). Сейчас преобладают нуклеарные семьи.

Типы семей:

1. Традиционные (три поколения, лидер – мужчина, экономическая зависимость жены от мужа, деление обязанностей на мужские и женские).

2. Нетрадиционная семья (сохраняется установка на лидерство мужчины, разграничение обязанностей на мужские и женские). Однако в такой семье женщина трудится на производстве и получает исключительное право на домашний труд. Это своего рода эксплуататорский тип семьи.

3. Эгалитарная семья (семья равных) предполагает пропорциональное деление домашних обязанностей, взаимозаменяемость супругов, обсуждение основных проблем, совместное принятие важных решений, эмоциональную насыщенность отношений.

Каковы же функции семьи?

1. Биологическое воспроизводство общества.

2. Социализаторская функция (поддержание непрерывности культурной и социальной адаптации её членов).

3. Хозяйственно-бытовая функция (уход за детьми, получение хозяйственно-бытовых услуг друг от друга).

4. Экономическая функция (поддержка несовершеннолетних, нетрудоспособных членов семьи, общества).

5. Этическая функция (моральная регламентация поведения членов семьи).

6. Социально-статусная функция (воспроизводство социальных структур).

7. Досуговая функция.

8. Эмоциональная функция.

9. Сексуальная функция.

Приведённая классификация принадлежит М. С. Мацковскому (Мацковский М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и практики. М.: 1989).

По характеру супружества семьи делятся на:

Моногамные семьи (брак одного мужчины с одной женщиной).

Полигамные семьи (встречаются в 20 раз реже моногамных; одна женщина и несколько мужчин или наоборот).

Политическая подсистема.

Политическая подсистема – совокупность учреждений, организаций, выражающих интересы социальных групп, которые осуществляют руководство обществом.

Элементы политической подсистемы:

· Государство и государственные органы

· Политические партии, движения;

· Общественные организации;

· Профсоюзы.

Главный элемент политической подсистемы – государство (система органов, осуществляющая государственную власть), при помощи которого осуществляется управление обществом.

Государство отличается от других социальных институтов такими признаками:

§ Наличием специального аппарата власти;

§ Наличием государственной территории;

§ Суверенным правом издания законов, обязательных для граждан, и правом применять насилие, если законы нарушаются;

§ Исключительным правом собирать налоги, выпускать денежные знаки.

Итак, государство обладает рядом монопольных функций в обществе.

Та часть политической сферы, которая обладает относительной независимостью от государства, называется гражданским обществом. Оно состоит из отдельных индивидуумов, их объединений. В состав гражданского общества входят семья, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам.

Итак, общество – это гражданское общество плюс государство.

Каковы же функции государства и как они связаны с гражданским обществом?

Функции государства:

1. Представительная функция (представление интересов различных социальных и политических групп).

2. Регулятивная функция (поддержка порядка в обществе).

3. Охранительная функция (охрана граждан от внешней опасности, от внутренней угрозы).

4. Внешнеполитическая функция (представление интересов общества на международной арене).

5. Интеграционная функция (осуществление объединительных действий для поддержания целостности общества).

Вся человеческая история – это история конфликта между гражданским обществом и властью, личностью и государством.

Этот конфликт является двигателем социально-политического развития общества. Он особо обостряется в период модернизации общества. Здесь можно проследить два процесса: с одной стороны – кризис государственности, что ведёт к ослаблению государства; с другой стороны – создание предпосылок для усиления контроля государства над обществом. Победа первой тенденции может привести к невозможности эффективного управления обществом (кризис верхов). Если же побеждает вторая тенденция – гражданское общество теряет возможность влиять на принятие решений, устанавливается авторитарный стиль правления обществом. Важно найти срединный путь, который обеспечит здоровое функционирование общества, его дальнейшее развитие и обновление. При этом речь идёт также о сохранении свободы для личности и её волеизъявления.

Установка массового сознания на пассивное ожидание мудрых решений от власти не изменяет социальную атмосферу в обществе к лучшему. Конструктивная активность гражданского общества – залог здоровья общества в целом.

Духовная подсистема общества.

Духовная подсистема общества – это система отношений между людьми по поводу производства, сохранению и освоению духовных ценностей общества.

Духовная подсистема состоит из следующих элементов:

· Духовная деятельность;

· Духовные ценности;

· Духовное потребление;

· Индивидуальное сознание;

· Общественное сознание.

Духовная деятельность – деятельность сознания в процессе которой возникают мысли, чувства, образы, представления о мир;, это деятельность по созданию и освоению духовных ценностей общества.

Результат духовной деятельности – моральные и духовные ценности личности и общества, научные теории, художественные произведения.

Особенность продуктов духовного производства состоит в том, что в процессе их потребления они не исчезают, а становятся частью внутреннего мира человека – потребителя, обогащают его внутренний мир. Поэтому не только производство, но и освоение духовных ценностей является творческим процессом саморазвития личности. Здесь действует закон роста духовных потребностей: Чем образованней и культурней человек, чем больше он потребляет духовных ценностей, тем больше у него потребность в духовном потреблении и тем более высокие требования он предъявляет к качеству потребляемого продукта.

Общение между людьми, обмен духовными ценностями называется духовными отношениями. Главным элементом духовной подсистемы является общественное сознание. Общественное сознание – возникающая из общественной практики людей совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, отражающих разнообразие бытия.

В зависимости от носителя общественного сознания можно выделить такие его виды:

· Индивидуальное сознание отображает восприятие человеком отдельных сторон бытия.

· Групповое сознание.

· Массовое сознание.

В общественном сознании выделяют различные его уровни – обыденно-практический (более поверхностный уровень)и научно- теоретический

На обыденно-практическом уровне общественное сознание выступает как социальная психология, на научно-теоретическом уровне – как идеология и наука.

Формами общественного сознания являются нравственное, религиозное, научное, эстетическое, экологическое, философское и т.п. сознания.

Элементами общественного сознания являются:

· Обыденное и теоретическое сознание;

· Общественная идеология и психология;

· Формы общественного сознания (политика, право, мораль, наука, религия, искусство).

Итак, общество представляет собой сложную систему, внутри которой функционируют, взаимодействуют элементы подсистем. Каждая из этих подсистем играет свою специфическую роль в жизни общества, от слаженности взаимодействия этих подсистем зависит здоровье и сила общества.

3. Общество как процесс – вопрос для самостоятельной работы.*

Культура и цивилизация (вариант лекции).

1. Культура как объект философии.

2. Цивилизация как объект философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: