Социально-биологические основы

Ценностные ориентации студентов на физическую культуру

Техника безопасности на занятиях по физической культуре

Особенностью занятий физическими упражнениями является то, что есть опасность травматизма занимающихся. С целью предупреждения травматизма необходимо создавать надлежащие условия для занятий. Любые повреждения во время занятий травмируют не только физически, но и психически пострадавшего и присутствующих при этом, снижают интерес к занятиям.

Лица, проводящие занятия физическими упражнениями, несут моральную и юридическую ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. Перед началом занятий руководитель должен провести тщательный осмотр места проведения, убедиться в исправности инвентаря и оборудования, их соответствия санитарно-гигиеническим требованиям, проинструктировать занимающихся о мерах безопасности при выполнении физических упражнений.

Не допускается проведение занятий с применением неисправного оборудования и инвентаря, без специальной спортивной одежды, а также в отсутствие преподавателей или лиц, имеющих необходимую квалификацию.

В систему мероприятий, обеспечивающих технику безопасности, входит и врачебно-педагогический контроль. Заключение о состоянии здоровья и указания о допустимой нагрузке записываются во врачебно-контрольную карту занимающихся и доводится до сведения преподавателей физической культуры. Лица, не прошедшие медицинского осмотра, к занятиям физическими упражнениями не допускаются.

Для предупреждения травм при выполнении физических упражнений применяется страховка. Во время проведения занятий по метаниям нельзя находится в зоне броска, поворачиваться спиной к направлению полета снаряда, проводить встречные метания, подавать снаряды встречными бросками или оставлять их без присмотра. Занятия на воздухе следует проводить при слабом ветре, при температуре не ниже - 20о. На занятиях по спортивным играм необходимо снять кольца, серьги, цепочки, браслеты, остричь длинные ногти, без разрешения нельзя действовать с мячом. На занятиях плаванием запрещается входить в воду без разрешения и заплывать за ограждение. На месте занятий физическими упражнениями должны быть медицинская аптечка.

Расследование и учет несчастных случаев с занимающимися проводит администрация и инспекция по охране труда.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в её целях, убеждениях, идеалах, интересах.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

- материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

- физические (здоровье, телосложение, двигательные умение и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

- социально-психологические (отдых, развлечения, удовольствие, трудолюбие, чувства долга, чести, совести, средства воспитания и др.);

- психические (эмоциональные переживания, черты характер, свойства и качества личности);

- культурные (познания, самоутверждение, самоуважение чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов в области физической культуры тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми сторонами их личности. От того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, зависит выбор и активное участие студентов в физкультурно-спортивной деятельности.

Проведенные исследования позволили выделить 3 ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Главный ранг составляет такие ценности как: улучшение своего здоровья и телосложения, развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств (уверенности в себе, воли, настойчивости), снятие эмоционального напряжения и активный отдых.

Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделить особое внимание, чтобы не ослабела ориентация на эту деятельность.

Задача преподавателей – помочь занимающимся сделать правильный выбор, адекватно поставить цель физкультурной деятельности, предоставить условия и средства физической культуры, вооружить информацией о самом себе (уровень здоровья, физическая подготовленность) и путях достижения цели. Критерием оценки успешности занятий физической культурой должен быть не спортивный результат, а прирост в физическом развитии и физической подготовленности, знания о способах приобретения здоровья и умение его приобретать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: