Это направление включает (рис. 1.13):
· проблемы анализа трехмерных сцен;
· разработку методов представления информации о зрительных образах в базе знаний;
· создание методов перехода от зрительских сцен к их текстовому описанию и методов обработки перехода;
· разработку процедур когнитивной графики (КГ);
· создание средств для порождения зрительских сцен на основе внутренних представлений в ИнС.
Существуют большие возможности в повышении уровня интеллектуальности ИнС за счет обработки зрительной (образной) информации и соотнесения ее с обработкой символьной (текстовой) информации.
5. Обучение.
Основная черта ИнС — это способность к обучению, т.е. решение задач, с которыми они ранее не встречались.
Для этого необходимо:
· создать методы формализации условий задачи по описанию проблемной ситуации или по наблюдению за этой ситуацией;
· научиться переходу от известного решения частных задач (примеров) к решению общей задачи (синтез);
· создать приемы декомпозиции исходной для ИнС задачи на более мелкие так, чтобы они для ИнС оказались известными (анализ);
|
|
· разработать нормативные и декларативные модели самого процесса обучения;
· создать теорию подражательного поведения.
И такой перечень задач можно продолжить.
6. Поведение.
Так как ИнС должны действовать в некоторой окружающей среде, то необходимо разработать специальные поведенческие процедуры (бихевиористические модели), которые позволили бы им адекватно взаимодействовать с окружающей средой, другими ИнС и людьми. Для достижения такого взаимодействия необходимо вести исследования в ряде направлений и создать модели целесообразного поведения, нормативного поведения, ситуационного поведения, специальные методы многоуровневого планирования и коррекции планов в динамических ситуациях.
Как было отмечено выше, создание ИнС имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта, а слепое копирование методологий, принятых в традиционном программировании, чаще всего приводит к отрицательному результату.
Самым первым вопросом, который необходимо решать всякий раз перед началом разработки конкретной ИнС, является вопрос: а следует ли вообще разрабатывать ИнС для данного приложения? Насколько оправдано будет использование методов и средств ИнС для данной задачи и даст ли это ощутимый эффект?
Эти вопросы, возникающие перед заказчиком (конечным пользователем) и инженером по знаниям, необходимо решать на этапе предварительного системного анализа конкретной предметной области (ПО).