Томас Гоббс. Противник теории врожденных идей. 1588-1679 годы. Он окончил Оксфорд, был учителем в семье лорда Кавендиша. Эммигрировал во Францию. Был наставником Чарльза Стюарта, будущего короля Карла Второго. Затем возвращается в Англию (период восстания Кромвеля). Основная работа — Левиофан. Карл второй назначил пожизненную пенсию. Левиофан попал в список запрещенных книг. Идея — задача науки: вовлечение власти человека над миром, увеличение количества человеческих благ. Познание не природы, а общества. Природа человека и государства — основное внимание. Философия врождена каждому человеку, ибо каждый всегда рассуждает о каких-нибудь вещах. Правильное рассуждение — когда человек рассуждает, то он складывает в уме. Тело согласно Гоббсу (можно говорить о гос теле) имеет свойство, подвержено возникновению или уничтожению. Философия: философия природы и философия государства, охватывающая предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле благодаря соглашению людей.
«я зажигаю свет разума». Чувственное восприятие- источник познания (противоположная точка зрения с Декартом). Сторонник коммуникативно-знакового номинализма — общие понятия являются лишь их именами. Основные свойства материальных тел — величина и протяжение. Движение тел происходит только по законам механики. Он верил, что движение начинается с помощью первого толчка, который должен быть механическим (идея механического материализма). Главная идея Гоббса — идея государства и права. В человечестве две стадии — догосударственная(естественное состояние) и государственная. В естественном состоянии люди живут все против всех. «природа создала людей равными». Пока люди живут без общей власти они находятся в состоянии войны всех против всех. Обычно идея общественного договора приписывается Руссо. Согласно Гоббсу, государство — искусственное образование или как он говорил искусственный человек. Подданные между собой договариваются (а у Руссо договор между правителем и подданными). Идея гаранта конституции идет об Гоббса и монархии.
Бенедикт Спиноза. 1632-1677 годы. Родился в Амстердаме в семье еврейских иммигрантов из Португалии. В 1654 году террорист пытался убить Спинозу, но он спасся. Совет раввинов в 1656 году отлучил от церкви. Переехал в Гаагу. В 1663 году публикует первую работу «принципы философии декарта изложенные в геометрическом порядке с приложением метафизических мыслей». Он строил свою философию как теоремы. В 1673 году от имени короля франции пообещали пенсию, если он напишет о короле ==> «я свои сочинения посвящаю только истине». При жизни анонимно опубликовал трактат. Посмертно опубликован «Этика». Учение о единой субстанции
1) о боге
2) о природе и происхождении души
3) о происхождении и природе аффектов
4) о человеческом рабстве или о силе аффектов
5) о могуществе разума или о человеческой свободе
он полагал, что существует лишь одна субстанция — природа, которая есть причина самой себя. Кауза сури — причина самого себя. Под причиной самого себя я разумею то, сущность чего …...
сущность природы:
1) свобода
2) вечность
3) бесконечность
4) не имеет частей
бог отождествляется с природой, он не является личностью. Натурато. Не усматривает в практике критерий истинности знания. Виды познания:
1) мнение — человек узнает от других людей. Оно абсолютно неадекватно, например эпичные ссылки богословов на библию. Объект познания произволен.
2) Чувственное познание — источник чувство. Чувства малоадекватны, беспорядочные образы. Объект — конкретные вещи и явления
3) рациональное познание — источник рассудок. Адекватное, научное познание типично е для математиков и физиков. Объект -идея, количество, формы
4) наивысшая ступень — интуитивное познание — интуиция источник. Абсолютно адекватное, ясное и отчетливое. Занимается сущностью вещей.
Занимался разработками этических проблем. В центре вопрос свободы - «свобода осознанная необходимость». Спиноза писал в поддержку государства, ничего не писал про общ договор. «общество называется государством, а люди, находящиеся под защитой его права — гражданами». В теореме 67 «Этика» - «свободный человек меньше всего думает о смерти». Формула «я постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, а понимать».
Готфрид Лейбниц — учение о множестве субстанций. 1646-1716 годы. Монады. Любенец — первоначальная фамилия предков. В Англии избран членом королевского общества в Англии, служил у Ганноверского герцога. Петербургская академия наук создалась по его совету. Петр любил Локка и Лейбница! «путь один- с потолка». Основные труды:
1) осуждение метафизики
2) новая система природы
3) новые опыты о человеческом разуме
4) теотицея 1710
5) монодология 1714
Мир создан Богом целесообразно. Он предполагал исходное существование Бога или первичные монады. Лейбниц видит материальный мир как иллюзию. Монада — духовный атом. Бытие — совокупность монад. Монады являются простыми и неделимыми, поэтому они не могут быть протяженными и находиться в пространстве. Монады — метафизические точки. Они вечны и неучтожимы. Их существование зависит только от Бога. Сущность каждой монады — деятельность. Совокупность монад не является случайной — они подчинены предустановленной гармонии. Типы зла:
1) метафизическое — связано с конечностью смертных существ.
2) Моральное - грех, совершаемый человеком. Причина в человеке
3) физическое
концепция лейбницианского оптимизма.
Джон Локк. Учился в Оксфорде. Полемизировал с рационалистами. В 1688 избран членом лондонского королевского общества. Был домашним врачом и воспитателем лорда Эшли.
1) опыт о человеческом разумении
2) послания о веротерпимости
3) мысль о воспитании
Монтескьё. 1689-1755 годы. «персидские письма», «размышления о причинах величия о падения римлян». Писал о влиянии окружающей среды на политику. Не божественное проведение управляет человеческой жизнью. Физический тип закона (законы Бога) и социальный тип законов (законы людей, гражданское общество. В государстве появляются три вида законов: международное, политическое и гражданское право.
Монархия — этическое основание честь
республика
деспотия -этическое основание страх
человек может делать только то, что разрешено законом.