Дорожно-тропиночная сеть является основным элементом благоустройства территории лесопарка. Этот вид работы наиболее ответственный и самый значительный. В зависимости от степени посещаемости дорожно-тропиночная сеть должна составлять 2— 5% от площади лесопарка. При создании дорожно-тропиночной сети следует руководствоваться следующим.
1. Основное назначение дорожно-тропиночной сети лесопарка — распределять посетителей по территории лесопарка в определенных направлениях, по определенным маршрутам, подводя их кратчайшим путем к определенным целям, в то же время показать по пути следования наиболее живописные и интересные
в пейзажном и ландшафтном отношениях участки лесопарка.
2. Хорошо продуманная планировка дорожно-тропиночной сети организует целенаправленное передвижение посетителей по территории лесопарка и сохраняет напочвенный покров от вытаптывания, а почву от уплотнения.
3. При строительстве дорожно-тропиночной сети следует учитывать, что лучшая планировка — свободная, пейзажная, увязанная с рельефом местности. Она способствует обозрению всего разнообразия лесопарковых участков.
4. Направление пешеходных дорог рекомендуется выбирать с учетом особенностей местности и пейзажа. При этом необходимо, в первую очередь, определить главные маршруты, позволяющие раскрыть основные достоинства композиции лесопарка. Эти маршруты определяют так называемые магистральные пешеходные дороги для массового передвижения отдыхающих по территории лесопарка, их устраивают в наиболее посещаемых местах. Ширина их должна быть не менее 3 м, протяженность не должна превышать 5 км, иначе они будут утомительны. От магистральных пешеходных дорог должна ответвляться система второстепенных прогулочных дорог для тихого отдыха.
5. Прокладывать их желательно в отдалении от мест пребывания основной массы отдыхающих. Дороги эти лучше проводить по ровной поверхности, без крутых спусков и подъемов. Ширина их может быть до 3 м. Иногда нужно устраивать параллельные прогулочные дороги для просмотра одной и той же композиции с разных точек территории лесопарка. Прогулочные дороги, связанные с водной поверхностью, желательно прокладывать вдоль берегов, но не параллельно береговой линии, а приближая или удаляя дороги от воды; этим достигается смена картин. При наличии одного берега высокого, а другого низкого нужно проложить дорогу с учетом рельефа и состава насаждений — одну по низкому берегу, а две других по высокому (одна выше другой). Такое расположение дорог увеличит число точек восприятия пейзажей.
6. При прокладке дорог на ровной местности следует избегать пересечения дорог под прямым углом, длинных прямых, но не надо увлекаться и сильной извилистостью. Для устранения этих недостатков можно создавать декоративные группы деревьев и цветущих кустарников. Тогда дороги будут казаться более естественными, а их повороты и прямолинейность вполне оправданными. На разветвлении дорог или на повороте можно посадить отдельные деревья и кустарники или целую группу, располагая ее со стороны, противоположной направлению поворота, так, чтобы дорожка как бы упиралась в группу.
7. Для прогулок по пересеченной местности, а также для туризма лучше прокладывать тропы по малодоступным и наиболее интересным участкам. Ширина их может колебаться от 0,75 до 1 м. Тропы лучше прокладывать по берегам рек, прудов, через лужайки, по краям склонов. По пути следования должны быть
организованы обзорные видовые площадки.
8. В больших лесопарках (площадью больше 1000 га) прокладывают проезжие дороги для автотранспорта с целью доставки посетителей к местам отдыха.