Методология SCM: ключ к согласованному бизнесу

Динамика современного бизнеса, растущее количество предложений на рынках и "разборчивость" потребителя привели руководство компаний к пониманию необходимости повышения потребительской ценности продукта за счет существенного сокращения непроизводственных затрат. Кроме этого, как показал опыт математического моделирования производственных процессов, реальным резервом снижения общих затрат является оптимальная организация движения сырья и комплектующих изделий для переработки и сборки.

В связи с этим традиционные логистические и управленческие операции по заказу, доставке, складированию, отпуску в производство (управление складскими запасами), дополненные требованиями технологий "В срок заказать" (Order In Time) и "В срок произвести" (Kanban) легли в основу методологии "Точно в срок" (Just In Time).

Производственнно-учетные карты заказов "канбан" абсолютно точно оговаривают и предписывают количество заказанных комплектующих изделий на сборочный стапель - точку производственного цикла, в которой необходимы эти изделия, - и точку времени, к которой изделия должны быть поставлены.

Внедрение технологии "Точно в срок" ориентировано на следующие ключевые моменты:

  • четкое планирование необходимого объема материально-производственных запасов;
  • достижение оптимального уровня запасов на всех участках производства;
  • уменьшение или полное исключение простоев;
  • уменьшение размера партий закупаемой или производимой продукции и повышенная маневренность партий;
  • уменьшение времени передачи, обработки, доставки продукции;
  • сведение до минимума размера складских площадей и количества операций.

При внедрении этой технологии необходимо предусмотреть неритмичность поставок по вине поставщиков, возможность поломки оборудования, изменения состава персонала и т. д. Для этого в производственный процесс включаются:

  • детальное обследование и сопровождение машин и оборудования;
  • взаимозаменяемость работников - рабочие должны уметь работать на нескольких рабочих местах и выполнять несколько производственных операций;
  • требования к поставщикам по гарантированным поставкам, требование бездефектных поставок и сборок;
  • использование простых и понятных учетных систем (канбан-карты).

Эти технологии были разработаны в середине 1980-х годов и применялись в основном на компактных предприятиях с четким технологическим циклом. Автоматизация управления производственных циклов на базе MRP/ERP-систем наполнила технологию "Точно в срок" новым содержанием и позволила применять ее к распределенным предприятиям широкого спектра направлений деятельности. Процесс автоматизированного управления сложными логистическими процессами на базе математических моделей, описывающих алгоритмы взаимодействия внешних и внутренних поставщиков, схемы и траектории движения материальных ценностей, получил название управление цепочками поставок (Supply Chain Management). Информационные системы, с помощью которых осуществляется управление, стали называться SCM-системами. Поставки, "завязанные" в сложные цепочки, должны не только увеличивать затраты в узлах цепочек, но и добавлять реальную ценность на каждом этапе движения. В связи с этим SCM-стратегия является двунаправленной - она охватывает как поставку сырья и комплектующих изделий на предприятие, так и доставку "точно в срок" готового продукта на рынок.

Можно выделить семь основных принципов концепции SCM:

  • внимательно следить за рыночным спросом и производить планирование, опираясь на них;
  • изучать пространственно-временное распределение продаж и сегментировать потребителей на основе потребности в товарах и сервисах;
  • в равной степени ориентировать логистическую сеть на поставщика и клиента;
  • стратегически планировать поставки;
  • разрабатывать стратегию цепочек движения материальных ресурсов;
  • активно использовать методы привлечения новых каналов распределения;
  • использовать методы линейного программирования, математическое моделирование и информационные технологии для увеличения точности прогноза и разработки сетевых графиков поставок и оптимальных маршрутов движения.

SCM-системы, равно как и системы CRM и CSRP, "продолжают" стандартную корпоративную ERP-систему во внешнюю среду, образуя в совокупности расширенную систему управления предприятием ERP II (рис. 12.6).


Рис. 12.6.

Такая интегрированная система позволяет реализовать базовое положение стратегии SCM: "доставить нужный товар - в нужное место - точно в срок - с низкими издержками - с нужным сервисом для клиента". Технологические и программные SCM-решения весьма разнообразны, однако наиболее востребованными в настоящее время являются комплексные решения, построенные по принципу открытых систем для сопряжения со стандартным ERP-ядром. Для примера приведем такое решение, реализованное компанией Lowson Software на платформе IBM System i (рис. 12.7).

Это решение включает в себя следующие специализированные модули:

  • планирование цепочек поставок (Supply Chain Planner - SCP);
  • планирование спроса (Demand Planner - DMP);
  • операционное планирование (Multi-Site Planner - MSP);
  • оптимизация финансового результата (Yield Optimizer - YOP);
  • расширенное планирование производства (Advanced Production Planner - APP).


Рис. 12.7. Схема интегрированного решения "Управление цепочками поставок "Lawson M3 ERP"

Из рис. 12.7 видно, что часть модулей является вложенными, так как они реализуют операции направленного движения ("многие ко многим") товаров и ресурсов к различным группам пользователей.

Аналогичное решение "Система управления цепочками поставок" на базе Microsoft Dynamics NAV (ранее - Axapta) представляет собой комплекс интегрированных приложений, в том числе в сфере управления складами, дистрибуции, производства, системы автоматизированного сбора данных (ADCS) и обладает функциональностью, связанной с ценообразованием и электронной коммерцией. Основные характеристики решения:

  • комплексный подход к управлению цепочками поставок: интеграция дистрибьюторского и производственного блоков, системы автоматизированного сбора данных, функциональности ценообразования и электронной коммерции;
  • оптимизация и совершенствование складской логистики и всех процессов по складу;
  • поддержка дискретного производства: объемно-календарное планирование и производственное прогнозирование, гибкое определение политики производства;
  • моделирование эффективных бизнес-процессов и разнообразных параметров производственного процесса;
  • увеличение прибыльности за счет сокращения издержек и эффективного сотрудничества с партнерами, в том числе через Internet.

Эффективное управление цепочкой поставок позволяет увеличить доходы за счет поддержания запасов товаров на необходимом для обеспечения спроса уровне, - в результате увеличиваются продажи, снижается необходимость уценки товаров для распродажи запасов. Это приводит также к снижению расходов на транспортировку, хранение товаров, дополнительных трудовых затрат за счет оптимального планирования операционных объектов и запасов.

Правильное управление поставками - это, прежде всего, сэкономленные средства, а значит, возможность дополнительных инвестиций, привлекаемых из оборота самой компании. SCM-системы помогают уменьшить количество оборотных средств, "замороженных" в товарных запасах, и при этом улучшить уровень предоставляемого сервиса. Инструменты прогнозирования спроса и планирования цепочек внутренних и внешних поставок обеспечивают действительно необходимый уровень товарного запаса, учитывают наличие медленно и быстро оборачиваемых товаров, обосновывают рекламную активность, сезонное увеличение/уменьшение спроса, рассчитывают оптимальные сроки поставок и т. д. И, наконец, они позволяют лучше использовать активы производственных предприятий, а также розничных и сетевых сбытовых компаний за счет оптимального планирования и размещения товаров в имеющемся пространстве складов и магазинов.

13. Лекция: Организация безопасности данных и информационной защиты: версия для печати и PDA
Данная лекция посвящена вопросам организации безопасности данных и информационной защиты. Рассматриваются возможные варианты атак и методы защиты информации

Современное развитие информационных технологий и, в частности, технологий Internet/Intranet приводит к необходимости защиты информации, передаваемой в рамках распределенной корпоративной сети, которая использует сети открытого доступа. При работе на своих собственных закрытых физических каналах доступа эта проблема так остро не стоит, так как в эту сеть закрыт доступ посторонним. Однако выделенные каналы может себе позволить далеко не любая компания. Поэтому приходится довольствоваться тем, что есть в распоряжении компании. А есть чаще всего Internet. Поэтому нужно изобретать способы защиты конфиденциальных данных, передаваемых по фактически незащищенной сети.


Рис. 13.1. Ключевые вопросы информационной безопасности

Рассматривая вопросы информационной защиты, можно выделить несколько вопросов, которые являются базовыми и в обязательном порядке должны прорабатываться высшим руководством компании при организации информационной защиты (рис. 13.1) [Лукацкий А.В. Защитите свой бизнес. www.bezpeka.com/ru/lib/sec/gen.html].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: