ОТКЛОНЕНИЙ В ЛИЧНОСТНОМ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Контрольные вопросы
1. Как применяется метод беседы в работе с детьми?
2. Как проводить патопсихологическое обследование, если ребенок
молчит? В каких случаях это бывает?
3. Какие вы знаете методики для изучения внимания и работоспособ
ности?
4. Какие методики применяются при исследовании памяти?
5. В чем различие между нарушениями процесса мышления и сниже
нием уровня интеллекта? Какими методиками эти нарушения мож
но определить?
6. С какой целью применяется нейропсихологическое обследование?
7. Почему при исследовании психики детей им можно оказывать по
мощь в выполнении заданий? Что такое «зона ближайшего разви-.
тия»?
Рекомендуемая литература
Атлас для экспериментального исследования отклонений в психической деятельности человека / Под ред. И. А.Полищука, А.Е.Видренко. Киев, 1980.
Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
|
|
Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога // Сб. науч.тр. / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1987.
Диагностика психического развития / Б. Банаштан и др. Прага, 1978.
Короленко Ц.П., Фролов Г.В. Воображение в норме и патологии. Новосибирск, 1975.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.
Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В. Зейгарник, В.Р. Николаевой, В.В. Лебединского. М., 1987.
Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1991.
Стадненко Н.М. и др. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. Киев, 1991.
Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике психических заболеваний. Киев, 1988.
Экспериментально-психологическое исследование детей в период пред-школьной диспансеризации / Под ред. С.Я. Рубинштейн. М., 1982.
Изучая личностное развитие ребенка, которому свойственны отклонения в поведении, психолог сталкивается с рядом проблем. Во-первых, личность уже сама по себе представляет сложное образование и нет такого метода, который может полностью раскрыть истинную сущность человека. Поэтому применяя те или иные методики, мы получаем сведения о частичных личностных проявлениях, на основании которых психолог (в меру своей квалификации) составляет целостное представление о личности ребенка. Во-вторых, если поведение ребенка отклоняется от общественно одобряемых норм, это может быть связано с нарушениями в развитии психики, детерминированными, в свою очередь, эндогенными и экзогенными (как биологическими, так и социальными) факторами. В-третьих, учитывая, что процесс становления личности детей направляется взрослыми (именно поэтому чаще говорят о формировании личности), необходимо проводить исследование личности ребенка в общем контексте социальной ситуации развития.
|
|
В связи с вышесказанным, выбор методов исследования отклонений в личностном развитии ребенка представляется более сложным, чи'м аналогичная задача в работе со взрослым пациентом.
Несмотря на множество методов, методик, тестов, направленных на исследование личности, еще не разработана их общепринятая четкая классификация. Наиболее удачной представляется классификация, которую предложили В.М. Блейхер и Л.Ф. Бурлачук (1986, с. 84):
1) Наблюдение и близкие к нему методы (изучение био
графии, клиническая беседа и т. п.).
2) Специальные экспериментальные методы (моделиро
вание определенных видов деятельности, ситуаций, неко
торые аппаратурные методики и т. п.).
3) Личностные опросники (методы, базирующиеся на
самооценке).
4) Проективные методы.
Опираясь на эту классификацию, будем строить наше дальнейшее изложение, учитывая, однако, специфику возрастных особенностей детей. Поскольку, как отмечалось выше, развитие личности ребенка тесно связано (а иногда и слито) с формирующим воздействием ближайшего социального окружения (прежде всего родителей), учет этого фактора в процессе исследования необходим. Поэтому целесообразно изучение не только личностных проявлений ребенка, а и интегральная оценка его переживания своей жизненной ситуации, его мироощущения в целом. Исходя из этого, мы рассматриваем методы исследования личности, условно разделив их на две группы:
1) методы интегральной оценки личности ребенка в кон
тексте социальной ситуации развития, куда мы включаем
прежде всего проективные методы, наблюдение, методы
изучения детско-родительских отношений;
2) методы исследования структурных компонентов лич
ности, предназначенные для изучения конкретных личност
ных проявлений с помощью моделирования ситуаций, кон
кретных видов деятельности, применения личностных оп
росников и др.
Это условное разграничение не является классификацией, оно предназначено для решения сугубо практической задачи — помощь психологу в выборе методов исследования личностного развития детей.