Ключ
Опросный лист
№п/п | Ответ АабБ | №п/п | Ответ АабБ | №п/п | Ответ АабБ | №п/п | Ответ АабБ | №п/п | Ответ АабБ |
Для психолога, работающего с семьей, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли.
|
|
Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.
В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:
0 хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в
методике это шкалы 3, 13, 19, 23);
1 межсупружеские, связанные с моральной, эмоцио
нальной поддержкой, организацией досуга, создани
ем среды для развития личности, собственной и парт
нера (в методике это шкала 17);
2 отношения, обеспечивающие воспитание детей, «пе
дагогические» (в методике шкалы 5, 11).
Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения. Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов й улучшение отношений в производственном коллективе.
Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семейных проблем над производственными, о вторичности интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохой интегрированное™ семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.
|
|
Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.
Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в методике.
Основной вывод, который можно сделать сразу, — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравниваются средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация..
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особеннос-
тей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.
Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.
Признак | Ответ АабБ | Признак | Ответ АабБ | Признак | Ответ АабБ | Признак | Ответ АабБ | Признак | Ответ АабБ | Значение признака |
А — 4 балла; а — 3 балла; Признаки:
1. Вербализация.
2. Чрезмерная забота.
3. Зависимость от семьи.
4. Подавление воли.
5. Ощущение самопожертвования.
6. Опасение обидеть.
7. Семейные конфликты.
8. Раздражительность.
9. Излишняя строгость.
10. Исключение внесемейных вли
яний.
11. Сверхавторитет родителей.
12. Подавление агрессивности.
6—2 балла; Б — 1 балл
13. Неудовлетворенность ролью
хозяйки.
14. Партнерские отношения.
15. Развитие активности ребенка.
16. Уклонение от конфликта.
17. Безучастность мужа.
18. Подавление сексуальности.
19. Доминирование матери.
20. Чрезвычайное вмешательство
в мир ребенка.
21. Уравнение отношения.
22. Стремление ускорить развитие
ребенка.
23. Несамостоятельность матери.
21. 537
3.8. Методика анализа семейного воспитания (АСВ)1 (Авторы 3. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1987)
Перед тем, как родитель начнет заполнять опросник, необходимо создать атмосферу доверительного психологического контакта между ним и лицом, проводящим исследование. Родитель должен быть заинтересован в правдивости собственных ответов.
Каждый опрашиваемый получает текст опросника и бланк регистрации ответов. Проводящий исследование зачитывает содержащуюся в начале опросника инструкцию, убеждается, что опрашиваемые ее правильно поняли. После того как началось заполнение, инструктирование или пояснения не допускаются.
Обработка результатов производится следующим образом. На бланке регистрации ответов номера ответов расположены так, что номера, относящиеся к одной шкале, расположены р одной строке. Это позволяет быстро подсчитать баллы по каждой шкале. Для этого нужно подсчитать число обведенных номеров. За вертикальной чертой на бланке регистрации ответов указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения воспитания. Буквы за вертикальной чертой — это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Некоторые названия шкал подчеркнуты. Это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.
|
|
При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице диагностики типов семейного воспитания (см. данное приложение) для установления типа неправильного семейного воспитания.
1 Примечание. Данная методика стандартизирована и валидизирова-на на 180 родителях, чьи дети в возрасте от 14 до 18 лет находились на учете в ПНД и инспекциях по делам несовершеннолетних Ленинграда и Вильнюса.